Тест-сектор Новости для участников Итоги Чемпионата День Чемпионата О Чемпионате Все наши чемпионаты Большие Банковские Тесты Библиотека Рейтинг ВУЗов Календарь мероприятий Архив Чемпионатов
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

13.01.2025

Россияне стали жаловаться на блокировки переводов на свои счета в других банка

Российские банки стали приостанавливать переводы клиента между своими счетами, ссылаясь на подозрительную операцию и активность мошенников. Как правило, речь идет о деньгах с закрытого вклада или накопительного счета, которые человек хочет сразу отправить себе в другой банк под более выгодный процент, выяснила "Российская газета", изучив отзывы на Банки.ру. Эксперты считают, что дело не только в новом законе, но и в намеренном использовании его механики для "удержания" вкладов.
Как происходят блокировки
Клиенты как минимум шести крупных банков столкнулись с блокировкой переводов на свой же счет в другой кредитной организации. Десятки таких отзывов появились на "горячей линии" Банки.ру во второй половине 2024 года и начале 2025-го.
Жительница Красноярского края, например, попробовала отправить средства с накопительного счета в другой банк по СБП, но, "несмотря на кодовое подтверждение операции в приложении, операция была отклонена, как и все последующие попытки". Другая клиентка из Хабаровска попыталась перевести 100 тыс., но банк отменил перевод, указав в СМС, что сделал это в целях безопасности. В ответ на схожее обращение нижегородца представитель банка заявил о "подозрении, что совершаются операции под влиянием мошенников, поэтому банк инициировал проверку".
Службы поддержки такие действия объясняли новыми законодательными требованиями и активностью мошенников. В первом случае ситуация решилась после подтверждения перевода по телефону: банк предложил либо связаться с оператором, либо нажать на кнопку с ожиданием вызова, который по итогу не поступал более часа. А для того, чтобы дозвониться самостоятельно, потребовалось еще больше времени, отмечает клиент. Удивлением для него стало то, что даже после подтверждения перевода его пришлось ждать несколько дней, как сообщил оператор, из-за очереди. Во втором случае человеку посоветовали прийти лично в офис.
Есть и случаи, когда кнопка "Закрыть вклад" просто не работает, хотя сам вклад и продлевается автоматически, но на менее выгодных условиях. Но это, скорее, исключения, а не закономерность. Возникали и технические ошибки в период новогодних праздников, признают в некоторых банках.
По итогу приостановка операции может не только лишить части процентного дохода в другом банке, но и задержать платежи для погашения кредитов, в том числе по кредитным картам.
Почему приостанавливают переводы
"Практика закрытия вкладов только в отделении банка, сложности с выдачей наличных, проверки таких операций по "антиотмывочному" законодательству, технические сбои в приложениях фиксировались и раньше, - рассказала "РГ" Эряния Бочкина, аналитик Банки.ру. - Поэтому мы бы не сказали, что сейчас наблюдается необычный всплеск подобных обращений. Однако, действительно, с июля прошлого года вступили в силу новые нормы по противодействию финансовому мошенничеству, и это позволило банкам приостанавливать подозрительные переводы по дополнительному набору причин. Это распространяется и на переводы самому себе".
Проблема с переводом денег, скорее всего, связана с законодательными изменениями в 161-ФЗ, по которым банки могут задержать перевод на срок до двух дней для проверки подозрительных операций и борьбы с мошенниками, согласен Виталий Костюкевич, директор департамента розничных продуктов "Абсолют Банка".
По его словам, эти меры заработали летом 2024-го. Поэтому причина задержки средств клиентов может быть из-за некорректной настройки антифрод-процедуры в некоторых банках, либо из-за того, что кто-то из участников рынка намеренно использует эту механику для "удержания" вкладов. Схожие причины назвала Татьяна Белянчикова, доцент кафедрой мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г.В. Плеханова.
С 25 июля 2024 года банки должны приостанавливать на два дня или отклонять подозрительные переводы, если они соответствуют признакам мошенничества. Последние определены приказом Банка России. Но если клиент будет настаивать на переводе, то есть даст согласие на него или совершит повторно, тогда кредитная организация должна его осуществить, ранее указывали в пресс-службе ЦБ. Но это не касается случаев, когда сведения о получателе денег содержатся в базе данных Банка России.
Указанный реестр - это своего рода "черный список" тех, кто связан с мошенничеством. Банк, если нашел в нем своего клиента, вправе блокировать ему доступ к онлайн-банкингу и платежным картам. А если сведения получены от МВД, то обязан это сделать. Если через два дня человек не передумает и будет настаивать на переводе человеку, чьи данные содержатся в реестре, то принимает ответственность за эти действия на себя. В обратном случае, если банк не приостановит перевод на подозрительный счет, ему придется вернуть всю украденную мошенниками сумму в течение 30 дней. "Поэтому кредитные организации, что называется, перестраховываются", - отмечает Белянчикова.
С середины 2024 года количество блокировок банковских переводов увеличилось. Это подтвердила и директор розничных продуктов банка "ДОМ.РФ" Дарья Морозова. "Помимо контроля в рамках 115-ФЗ банки обязаны проверять переводы на мошеннические признаки, которые определены ЦБ РФ. Чаще всего в случае принятия решения в отказе операции банки уведомляют об этом клиентов и просят предоставить заявление и документы, подтверждающие источник происхождения денежных средств. Это позволяет обеспечить защиту клиентов от мошенников и сохранность денежных средств", - отмечает она.
У банков, по словам Белянчиковой, появилось больше оснований для приостановки операций, если они кажутся им подозрительными. "В ряде случаев банки просто обязаны приостановить операцию, если деньги выводятся на счет, находящийся в "черном списке"", - говорит эксперт.
Как оказалось, новые меры касаются и переводов между счетами клиента в разных банках (me2me-переводов). При наличии признаков, что операция совершается без согласия, банки должны приостанавливать ее или отказывать в совершении. Это следовало из ответа Центробанка в августе на письмо НСФР, которое есть у "РГ".
"С выводом денег со вклада сложность в том, что такая операция действительно может быть принята за подозрительную, поскольку отвечает некоторым ее признакам. Обычно это крупные суммы, намного превышающие обычные транзакции, совершаемые клиентом, также между закрытием вклада и переводом средств может пройти слишком короткое время. Согласно законодательству и рекомендациям Банка России, такие операции могут приостанавливаться для дополнительной проверки", - отмечает Бочкина. К тому же жертвы мошенников вполне могут переводить деньги между своими счетами, чтобы сложить их в "одну корзину" и уже оттуда снять.
Однако правило с реестром ЦБ, по сути, на такие переводы не распространяется. Если один счет клиента попал в базу данных, его счета в других банках по идее должны тоже блокироваться. В случае с переводами на свои счета приостановка фактически действует только до получения согласия или повторного перевода клиента. И еще летом эксперты указывали на риски намеренного удержания клиента внутри банка, то есть временную блокировку участники рынка могли использовать как рычаг воздействия, мешающий клиенту перевести средства на депозит в другую организацию. При этом с 1 мая выросли до 30 млн лимиты на переводы между своими счетами по СБП. И тогда банки стали активнее конкурировать за вкладчиков, предлагая повышенные ставки и приветственные надбавки новым вкладчикам. Поэтому клиенты начали мигрировать из банка в банк, не оставаясь в нем надолго.
"Для крупных кредитных организаций с нескольких десятков или даже сотен тысяч рублей, которые клиент пытается перевести на собственный счет в другой банк, "деньги еще не начинаются", - считает Белянчикова. - Репутационные риски, которые реализуются при таком подходе, в конечном итоге обходятся банку гораздо дороже. Поэтому, скорее всего, причина для такого поведения банка все же кроется в основаниях для блокировки переводов, введенных в июле прошлого года".
Что касается несрабатывания кнопки для закрытия вклада, очевидно, это связано с технической проблемой, говорит Костюкевич. Такого быть не должно. "Рекомендации по личному обращению в банк, на наш взгляд, избыточны, если у банка нет иных причин удерживать средства клиента, а задержка связана лишь с изменениями в законе", - добавил он.
Что делать при блокировках
"Если блокировка произошла, в первую очередь, необходимо связаться с банком, чтобы узнать о причинах блокировки перевода и своих дальнейших действиях. Дальше, если во взаимодействии с банком возникают проблемы или он препятствует разрешению ситуации, можно оставить отзыв на Банки.ру или обратиться в Банк России", - советует Бочкина.
Клиентам, столкнувшимся с такой проблемой, необходимо либо подождать два дня после закрытия вклада, либо обратиться в банк, отмечает Костюкевич.
Источник: Российская газета: https://rg.ru/2025/01/13/rossiiane-stali-zhalovatsia-na-blokirovki-perevodov-na-svoi-scheta-v-drugih-bankah.html





Реклама