Банк России составил портрет типичного заемщика КПК
Портфель займов кредитных потребительских кооперативов на конец первого полугодия 2021 года составил 45,9 млрд рублей. Подавляющее большинство (85%) кредитов было выдано физическим лицам, говорится в первом выпуске "Тенденций на рынке кредитных потребительских кооперативов в 2021 году".
Среди заемщиков КПК 39% - постоянные, 61% - новые, то есть обратившиеся за займом первый раз. Как поясняет регулятор, пайщику КПК проще получить заем в КПК по сравнению с другими финансовыми институтами (например, банками), где предъявляются более высокие требования к заемщикам. Отмечается, что в период пандемии приток новых заемщиков не наблюдался. В ЦБ составили портрет типичного российского заемщика КПК. Так, основными членами КПК являются: -женщины - 67% пайщиков; -граждане старше 45 лет (около 60% пайщиков). Следующая крупная категория - от 30 до 45 лет (около 30% пайщиков); -42% членов КПК - пенсионеры, что может быть обусловлено в том числе территориальной доступностью КПК, склонностью пенсионеров к сберегательной модели поведения и ограниченным предложением кредитных продуктов для данной категории граждан; -51% членов КПК заняты в качестве наемных сотрудников (распределение по отраслям деятельности равномерное); -доли предпринимателей и самозанятых незначительны (по 2%). В материале отмечается, что КПК в том числе финансируют малый и средний бизнес - портфель займов юридическим лицам составил 7,1 млрд рублей, в основном это займы субъектам малого и среднего предпринимательства. КПК представлены в 81 регионе России и преимущественно работают по территориальному признаку. Их средний возраст - девять лет, но некоторые существуют более 20 лет. Отдельные кооперативы предлагают специальные программы финансирования, выдавая сезонные займы по сниженной по сравнению со стандартной для рынка КПК ставке - на ремонт, на сельскохозяйственные нужды в период уборочных или посевных работ. Большинство компаний планирует развивать дополнительные направления деятельности: например, увеличивать количество программ финансирования пайщиков, развивать дистанционный формат сервиса и так далее.