Наконец, Банк России смягчил правила возврата денег с заблокированных счетов клиентов из красной зоны. Вместо перевода в бюджет средства могут быть возвращены владельцам. Это был спорный пункт, раскритикованный в первоначальной версии проекта, но сейчас консенсус достигнут, пояснил в разговоре с РБК Ясинский.
"Мы предполагаем, и эта тема обсуждалась с коллегами из Федеральной налоговой службы, что в случае, если клиент не воспользуется процедурой реабилитации либо воспользуется ею, но в отношении его не будет принято решение о реабилитации, мы направляем информацию о таком клиенте в Федеральную налоговую службу, которая инициирует его исключение из ЕГРЮЛ или из ЕГРИП (реестров юрлиц и индивидуальных предпринимателей. - РБК)", - сказал директор департамента ЦБ.
После попадания в красную зону и последующих за это санкций клиент банка имеет право в течение шести месяцев обратиться в межведомственную комиссию при ЦБ и попытаться оспорить решение. Если комиссия по реабилитации не примет его сторону, он может обратиться в суд и только после отказа там рассчитывать на исключение из реестра. Исключение компании или ИП из реестра влечет те же последствия, что и при ликвидации, а значит, деньги и имущество могут быть возвращены учредителям.
"Вопрос, связанный с перечислением остатка денежных средств в бюджет со счетов лиц с высоким уровнем риска проведения подозрительных операций, широко обсуждался при внесении на рассмотрение в Государственную думу первоначальной редакции законопроекта. Данное предложение вызвало критику, и поэтому было предложено другое решение", - пояснили РБК в Банке России.
Как изменения оценивают рынок и бизнесНесмотря на поправки, основная проблема законопроекта так и не снята, считает заместитель руководителя Национального совета финансового рынка Александр Наумов: "Банк остается на переднем крае с клиентом. Все равно до ликвидации юридического лица не возвращать деньги ему будет именно банк, а это напрямую нарушает требования ст. 859 Гражданского кодекса (ГК), которую править никто не собирается". Эта норма регламентирует правила закрытия банковских счетов и предписывает банкам после расторжения договора с клиентом возвращать ему средства со счета, за исключением случаев, "установленных законом".
"В результате возникнет ситуация, при которой клиент будет в суде требовать от банка выполнение ст. 859 ГК, а банк - ссылаться на нормы закона по уровню ниже, чем ГК", - предупреждает Александр Наумов. В Ассоциации банков России сообщили РБК, что получили доработанную версию законопроекта ко второму чтению, но пока не готовы ее комментировать.
Процедура возврата средств требует дополнительной проработки, соглашается гендиректор Национального рейтингового агентства Алина Розенцвет. Она отмечает, что с момента получения красного статуса до фактической ликвидации юрлица или ИП проходит много времени и банки в этот период рискуют столкнуться с судебными претензиями клиентов.
Обновленная версия законопроекта содержит "гуманистские новеллы" по отношению к банкам и их высокорисковым клиентам, но глобально не меняет суть реформы, говорит управляющий партнер юридической фирмы Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. По его словам, кредитные организации вряд ли будут воспринимать рекомендательный характер сервиса ЗСК и противоречить оценкам регулятора. "Банки остаются крайне уязвимыми в определении клиентов и формата работы с ними, в действительности ЦБ создает условия неотвратимого и единого принципа работы с клиентами, при этом указывать на реальную пользу в борьбе с отмыванием денежных средств можно только осторожно", - комментирует Федюкин.
Перечень операций, которые будут дозволены клиентам из красной зоны, "соответствует действующей на рынке практике", отмечает партнер юридической компании "Арбитраж.ру" Владимир Ефремов: "Схожий набор операций сейчас допускает большинство банков в отношении клиентов, к которым применены заградительные меры".
Опции, которые оставят высокорисковым клиентам, достаточны, оценивает член генерального совета "Деловой России" Алексей Мишин. "Формулировки законопроекта и предложенный порядок работы с "красными" клиентами свидетельствуют в первую очередь о том, что в красную зону попадут только те клиенты, которые потенциально должны прекратить свою деятельность в связи с тем, что имеются признаки ее "незаконности", - поясняет он. В то же время эксперт указывает на недостатки в правилах взаимодействия с клиентами из красной зоны: "Непонятна процедура компенсации понесенных потерь в случае реабилитации "красного" клиента и отнесения его в зону высокого риска по ошибке или в связи с несовершенством алгоритмов, особенно на начальной стадии внедрения платформы".
Источник: РБК:
https://www.rbc.ru/finances/22/09/2021/6149b43d9a7947f2c8fa0d41