Наклей момент: три банка запустят платежные стикеры до августа
Три банка запустят свои платежные стикеры в апреле-июне 2023 года. О таких планах "Известиям" сообщили в Росбанке, банке "Дом.РФ" и Экспобанке. Всего над технологией работает уже 16 российских кредитных организаций, уточнили в НСПК. Наклейку можно прикрепить к телефону и расплачиваться ею без применения карты. Это актуально на фоне ухода из России Apple Pay и Google Pay. В ЦБ напомнили: на рынке также существуют платежные брелоки и кольца, однако при их использовании нужно соблюдать правила безопасности. Риски возникают, например, в случае потери стикера.
Всё больше предложений
Платежные стикеры в Росбанке планируют запустить в мае, заявила "Известиям" замдиректора департамента розничных клиентских решений и цифрового бизнеса Лидия Каширина. Такая наклейка способна заменить банковскую карту - ее можно прикрепить к смартфону или чехлу и расплачиваться телефоном бесконтактно. Это удобнее для клиента, поскольку не придется доставать "пластик" из кошелька или кардхолдера, отметила Лидия Каширина. Банк "Дом.РФ" уже тестирует такие стикеры с помощью своих сотрудников, сообщил его представитель. Он подчеркнул, что распространить на всех клиентов новый инструмент оплаты одним касанием планируется во II квартале 2023 года. Также внедрение платежных наклеек готовит Экспобанк. Запуск планируется в июне-июле 2023 года, рассказал управляющий директор по карточному и транзакционному бизнесу Арам Валесян. О тестировании сервиса "Известиям" также заявили в ВТБ, Почта Банке, "Абсолюте" и "Хоум Кредите". В финансовых организациях добавили, что планируют внедрить его в ближайшее время, но конкретные сроки не назвали. Рассматривают такую возможность в УБРиР, ПСБ, "Открытии" и банке "Синара". - Стикер компактнее полноразмерной карты и крепко приклеивается к различным поверхностям, что делает его более изящным решением по сравнению с чехлом на телефон, имеющим специальное отделение для "пластика". Вместе с тем полностью Apple Pay он не заменит, так как не закроет сценарии оплаты в приложениях и на сайтах, но сделает удобнее покупки в офлайне для тех, кто сейчас вынужден носить с собой карту, - отметили в "Хоум Кредите". Сервис работает по аналогии с обычным банковским "пластиком", все транзакции обладают такой же высокой степенью защиты, уточнили в ВТБ. В банке отметили: для подтверждения крупных покупок пользователю нужно ввести ПИН-код. Прошедшей зимой платежные наклейки уже запустили крупнейшие игроки. В частности, "Сбер" с начала февраля проводит тестирование технологии на 100 тыс. участников. "Тинькофф" уже выдал своим клиентам свыше 200 тыс. платежных стикеров и планирует, что их число превысит полмиллиона до конца первого полугодия, сообщили в банке. В "Альфе" подчеркнули, что видят активный спрос на инструмент со стороны клиентов. "Известия" направили запрос в МТС Банк, который пилотирует аналогичный функционал: в отличие от других игроков, он позволяет делать платежи не только картой МТС Банка, но и других кредитных организаций.
Платная альтернатива
На сегодняшний день к выпуску и тестированию стикеров, по данным НСПК, приступили уже 16 банков, сообщил "Известиям" ее представитель. Он подчеркнул: наклейка - это еще один формфактор бесконтактной карты "Мир", поэтому к безопасности и дизайну этого инструмента предъявляются те же требования, что и к обычному "пластику". - Рынок уже давно придумал различные формфакторы для платежных карт. Это и брелоки, и кольца, и те же наклейки. Единственное, необходимо помнить о правилах безопасности, так как риски в данном случае аналогичны тем, которые характеры при пользовании обыкновенной бесконтактной картой, - заявили "Известиям" в ЦБ. Российские банки стали активно внедрять новые способы платежей после ухода из России сервисов Apple Pay и Google Pay. Если у пользователей операционной системы Android осталась возможность оплачивать покупки смартфоном через приложения Samsung Pay и Mir Pay, то на смартфонах с iOS такой функционал недоступен. Помимо платежных стикеров есть и другие альтернативы картам. Например, можно использовать систему быстрых платежей - с помощью банковского приложения считывать QR-код на кассе магазина и подтверждать отправку денег. Однако такой способ не предполагает начисление кешбэков. Также своя система приема платежей по QR есть у "Сбера" (через SberPay). Как и любые другие физические устройства и носимые аксессуары, платежные стикеры подвержены износу, но это происходит не моментально - условно, как у чехла на телефон, отметил руководитель лаборатории блокчейн и финтех Школы управления "Сколково" Егор Кривошея. Он добавил, что пока для пользователей может быть много непонятных деталей: например, что делать в случае утери платежной наклейки. - Также стикеры сейчас могут выпускаться за дополнительные деньги, а клиенты не любят и не привыкли платить за платежные формфакторы: последние годы даже обслуживание карты и ее выпуск бесплатны. Также неясно, какие именно финансовые данные записаны на наклейку, из-за чего риски в полной мере оценить сложно, - уточнил Егор Кривошея. Кроме того, для внедрения нового способа платежа, скорее всего, потребуется обновление банковского приложения. При этом некоторые утилиты кредитных организаций, попавших под санкции, удалили из Apple Store и Google Play. Среди рисков использования платежных наклеек - их потеря, отметил генеральный директор платежного сервиса Vepay Георгий Никонов. В этом случае нашедший стикер человек сможет делать покупки на сумму, для которой не требуется ввод ПИН-кода. Эксперт подчеркнул: поскольку инструмент не именной, его даже не смогут вернуть владельцу.