Число жалоб в Банк России выросло более чем на треть в I квартале 2022 года
В январе - марте 2022 года в Банк России поступило 94,9 тыс. жалоб, что на 38,1% больше, чем за такой же период 2021 года. Одной из причин роста стали санкции и возникшая повышенная неопределенность. Значительная часть обращений была вызвана необходимостью разъяснения мер поддержки населения и бизнеса, временного порядка операций с наличной валютой, приостановки торгов на бирже, работы платежных карт в условиях ограничений и так далее. Банк России оперативно не только объяснял суть изменений, используя разные каналы коммуникации, в том числе отвечая на вопросы граждан, но и восстанавливал права заявителей, когда подтверждались нарушения. Рост количества жалоб на кредитные организации составил 15,5%. Среди наиболее распространенных санкционных тем обращений в отношении банков - отказ в выдаче средств с валютного вклада или с банковского счета, а также отсутствие наличных в банкоматах. Без учета подобных тематик количество жалоб на банки осталось на уровне января - марта 2021 года, а по потребительскому кредитованию сильно сократилось. В частности, число жалоб на навязывание дополнительных услуг к кредиту снизилось на 21,7% благодаря праву заемщиков вернуть деньги за такие услуги и запрету на предустановленные галочки в договорах. Число жалоб на навязывание дополнительных услуг микрофинансовыми организациями (МФО) снизилось в 1,5 раза. Значительный рост жалоб в сегменте МФО по вопросам кредитных историй (в 2,4 раза) и кибермошенничества (в 2,3 раза) носил в основном технический характер и был связан с переходом на новую методику учета (с февраля 2021 года одно обращение с несколькими тематиками учитывается как несколько обращений). Общий рост жалоб на МФО составил 20,9%. Основными причинами роста жалоб в отношении страховщиков (+33%) стали отказы в заключении договора ОСАГО и проблемы с оформлением электронных полисов. На фоне санкций наиболее существенно выросло количество обращений в отношении участников рынка ценных бумаг (в 7,2 раза). В основном они связаны с временной остановкой торгов, а также с ограничениями на сделки с иностранными ценными бумагами или привязанными к ним инструментами. Основной тематикой жалоб по вопросам мисселинга (+8,6%) остаются некорректные продажи инвестиционного (40,6%) и накопительного (13,2%) страхования жизни. Новые требования к страховым продуктам с инвестиционной составляющей, а также введение правил продаж инвестиционных продуктов банками должны привести к сокращению жалоб на мисселинг.
О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам
На основании Указания ЦБ РФ N 3321-У от 14.07.2014 г. "О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам" и иных нормативных документов, сотрудниками Агентства "ВЭП" разработан и предлагается микрофинансовым организациям для использования в текущей деятельности "Порядок формирования резервов на возможные потери по микрозаймам, выданным микрофинансовой организацией".
Данный документ рекомендуется к использованию в качестве типового документа, регламентирующего процедуру формирования резервов на возможные потери в микрофинансовых организациях.
Документ устанавливает внутренний порядок формирования резервов на возможные потери по займам, в том числе создания, использования, размер и периодичность расчета микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам, содержит рекомендуемые формы всех возникающих в ходе процесса формирования резерва документов и отчетов.