Банки оценили, как изменилось мошенничество из-за санкций
В марте 2022 года мошенники стали реже звонить жертвам, но чаще обманывать их с помощью поддельных интернет-магазинов с товарами по сниженным ценам. Банки по-разному оценивают изменение их активности на фоне санкций и ограничений Крупные банки оценили, как изменились схемы и интенсивность атак мошенников на клиентов в марте 2022 года - на фоне ввода санкций и ограничений на некоторые банковские операции. Представитель ВТБ отмечает, что ситуация на банковском рынке существенно поменялась в феврале-марте этого года, однако активность мошенников сохранилась на высоком уровне. По итогам первого квартала 2022 года ВТБ отразил 500 тыс. атак мошенников на средства розничных клиентов, что на 40% больше аналогичного показателя 2021 года. Всего мошенники пытались украсть 5,6 млрд руб., что почти вдвое больше, чем год назад. Наибольшее число атак - более 200 тыс. почти на 2 млрд руб. - было отражено в январе текущего года. В феврале и марте было заблокировано по 150 тыс. атак на 3,6 млрд руб. В марте количество отраженных угроз выросло почти вдвое по сравнению с мартом 2021 года. По данным Альфа-банка, с конца февраля по март активность потенциальных мошенников, наоборот, снизилась. Это же отмечает и Газпромбанк. "В абсолютных значениях мы наблюдаем снижение количества попыток реализации кибермошенничества (в первом квартале 2022 года и в марте в частности. - РБК) по сравнению с 2021 годом в отношении клиентов Газпромбанка", - говорит заместитель начальника департамента защиты информации Алексей Плешков. Почта Банк в феврале-марте 2022 года зафиксировал снижение доли социальной инженерии (мошенничество с помощью обмана через телефонные звонки). Одновременно с этим выросло число мошеннических операций по скомпрометированным ранее картам, когда платеж проводится в интернет-магазине без введения одноразового пароля из СМС. С конца февраля количество таких мошеннических попыток выросло в среднем на 40%. В конце февраля и начале марта наблюдалось падение количества мошеннических звонков, однако к концу марта наметился обратный тренд, говорит главный эксперт "Лаборатории Касперского" Сергей Голованов. По его словам, в марте увеличилось число пользователей, которые столкнулись с фишинговыми рассылками, при этом они стали более таргетированными - направленными на конкретные категории граждан. Два источника на рынке кибербезопасности пояснили, что сокращение звонков в марте могло быть связано с тем, что часть мошеннических call-центров располагалась на территории Украины.О чем говорят россияне По данным исследования НАФИ (есть у РБК), за последние недели 58% россиян сталкивались с теми или иными видами мошенничества. В 43% случаях опрошенные говорили о телефонном мошенничестве. По мнению респондентов, число спам-звонков в марте 2022 года сократилось по сравнению с 2021 годом: тогда о назойливых звонках сообщали 89% опрошенных. В опросе участвовали 1600 человек 18 лет и старше в 53 регионах России. Еще 9% россиян за последний месяц получали сообщения или электронные письма, содержащие вирусы или ссылки на фишинговые сайты, 7% сталкивались с продавцами-мошенниками в интернете, 7% получали сообщения о подтверждении или отмене операций по карте, которые не совершали, 4% россиян сталкивались с финансовыми пирамидами. "Изменения, происходящие в обществе и экономике, отражаются на поведении мошенников. Им приходится менять старые схемы и придумывать новые. Активное противодействие мошенникам требуется как со стороны правоохранительных органов, так и со стороны бизнеса и самих россиян", - сказала директор направления исследований цифровой экономики аналитического центра НАФИ Лейсан Баймуратова.Какие методы используют мошенники По статистике Газпромбанка, после введения санкций против России мошенники стали чаще использовать фишинговые сайты, имитирующие интернет-магазины или маркетинговые сайты, собирающие персональные данные или реквизиты пластиковых банковских карт. Появились фишинговые рассылки или сайты с предложением купить технику, предметы роскоши и другие товары по старым ценам, добавляет представитель Альфа-банка. В марте также активизировались мошенники, создающие поддельные сайты с предложениями по подключению к Системе быстрых платежей, льготному обмену валют на фоне падения курса рубля и введению комиссий за покупку валюты на бирже, а также "посредники", предлагающие помощь при оплате картами услуг зарубежных сервисов или установку VPN-сервисов, отмечает представитель ВТБ. С 10 марта все карты Visa и Mastercard российских банков перестали работать в иностранных магазинах. Мошенники звонили клиентам с предложением перевести деньги на "безопасный счет", с которого якобы доступны переводы через систему SWIFT или инвестиции в валюту через "банки-партнеры" без комиссий, рассказывает представитель ВТБ. Еще одна "легенда" для обмана - "спасти" вклад или валюту с помощью переводов на специальные счета, добавляет представитель Альфа-банка. Мошенники всегда используют любой инфоповод в своих целях, не стала исключением и ситуация с уходом с российского рынка многих иностранных компаний и невозможностью оплачивать услуги многих сервисов и маркетплейсов, объясняет директор по специальным проектам Angara Security Александр Дворянский: "Все это породило огромное количество фишинговых ресурсов, предлагающих пользователям купить иностранную технику, оплатить иностранные сервисы, получить международную карту, позволяющую оплачивать покупки за пределами России и т.п.". Он добавляет, что в условиях сложившегося дефицита появились даже нелегитимные сайты поставщиков офисной бумаги, хотя еще месяц назад такое сложно было даже представить. По мнению Дворянского, снижение числа звонков от злоумышленников и переход в сторону фишинговой активности связан в том числе с развитием и повсеместным использованием антифрод-решений банками и операторами связи, а также с большей эффективностью фишинга для злоумышленников. "Процент успеха при использовании фишинга может быть существенно выше, чем при телефонном обзвоне. Злоумышленникам попросту выгоднее использовать фишинговые ресурсы в текущей ситуации", - считает эксперт. Чтобы защитить денежные средства от мошенников, банки рекомендуют не сообщать третьим лицам персональные данные и информацию по банковской карте, включая пароли и СМС-коды от банковского приложения или личного кабинета. Сотрудники банка не запрашивают такую информацию. Пользоваться только проверенными сайтами при оплате в интернете, а также внимательно проверять ссылки, прежде чем перейти по ним. При подозрении на то, что данные карты стали известны посторонним лицам, заблокировать и перевыпустить карту.Источник: РБК https://www.rbc.ru/finances/08/04/2022/624ef6419a7947d1a656aefe