Минфином России предложен законопроект, повышающий привлекательность синдицированного кредитования
Согласно пояснительной записке к проекту Федерального закона N 204679-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части сделок по синдицированному кредиту)", законопроект направлен на устранение правовых неопределенностей, касающихся регулирования договоров синдицированного кредита . Развитие правового регулирования синдицированного кредита позволит увеличить объемы кредитования в реальном секторе экономики и повысить доступность кредита при одновременном снижении кредитных рисков, принимаемых отдельными кредиторами . Синдицированный кредит отвечает большинству принципов современных моделей финансирования и потому имеет значительный потенциал развития в современных условиях. Ему присущ также ряд преимуществ по сравнению с двусторонними кредитными соглашениями:
с точки зрения заемщика, использование синдицированного кредита позволяет увеличить размер и сроки заимствования, снизить транзакционные расходы и время на закрытие сделки, оптимизировать использование обеспечения (предметов залога), а также в ходе одной сделки выстроить взаимодействие с несколькими банками;
с точки зрения кредиторов, синдицированный кредит обеспечивает распределение кредитных рисков между несколькими банками и диверсификацию портфеля отдельного банка, повышает ликвидность активов, расширяет круг потенциальных заемщиков и клиентов, дает положительный репутационный эффект, упрощает управление задолженностью в случае просрочки заемщика. С учетом небольшого, по международным меркам, капитала российских банков использование синдицированного кредита позволяет преодолеть ограничение кредитного риска на одного заемщика (обязательный норматив Н6). Кроме того, банк-организатор может увеличить доход от кредитования за счет комиссии за организацию кредита;
с точки зрения участников вторичного рынка, синдицированный кредит служит базовым активом для широкого круга финансовых инструментов. Его использование упрощает рефинансирование кредита, открывает новые возможности для инвестирования и получения прибыли.
Законопроектом вносятся изменения в федеральный закон "О банках и банковской деятельности", федеральный закон "О рынке ценных бумаг", федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости", а также в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.
В частности, в федеральном законе "О банках и банковской деятельности":
закрепляется определение договора синдицированного кредита (в его рамках несколько кредиторов (синдикат кредиторов) обязуются предоставить заемщику (которым может быть юрлицо или ИП) денежные средства в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить синдикату кредиторов полученную денежную сумму, уплатить проценты на нее, а также выплатить иные платежи, предусмотренные договором);
устанавливается круг участников синдиката кредиторов (ими могут выступать кредитные организации, Банк России, Внешэкономбанк, иностранные банки, а также иностранные юридические лица, если они правомочны заключать кредитные договоры в соответствии с законом своего государства, и международные финансовые организации);
регламентируется возможность включения в договор синдицированного кредита элементов различных договоров, в том числе кредитных договоров, договора управления залогом, договора управления правами по синдицированному кредиту, а также договора об объединении кредиторов;
в договоре об управлении правами по синдицированному кредиту определяются полномочия кредитного управляющего (в том числе обеспечение взаимодействия кредиторов и заемщиков, осуществление платежей и др.);
предусматривается возможность возложения на заемщика обязанности по оплате вознаграждения кредитному управляющему или управляющему залогом и возмещению их расходов;
закрепляется порядок принятия решений кредиторами по договору об объединении кредиторов, а также правовые последствия одностороннего отказа участника синдиката кредиторов от договора синдицированного кредита.
В Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" вносятся поправки в части установления требований залоговых кредиторов. Устанавливается, что интересы залоговых кредиторов представляет управляющий залогом, действующий на основании договора управления залогом. Выплаты из конкурсной массы в счет погашения требований, обеспеченных залогом, производятся в адрес управляющего залогом, который распределяет полученные средства в соответствии с договорными отношениями кредиторов. Законопроект предусматривает также изменения в отдельные законодательные акты в части регулирования отношений, связанных с учетом прав залогодержателей. Вступление в силу соответствующего федерального закона предполагается с 1 октября 2017 года .Источник: http://static.consultant.ru/obj/file/doc/pr_fz210617_5.pdf#utm_campaign=hotdocs&utm_source=consultant&utm_medium=email&utm_content=body
Реклама