Дело в форме: банки запустят новые продукты с заявкой через "Госуслуги"
Банки планируют предоставить клиентам новые продукты, которые можно оформить с использованием сведений, внесенных на сайт госуслуг. В том числе сервисы по автоматическому обновлению данных паспорта, увеличению кредитного лимита, а также открытию дебетовых карт и вкладов, рассказали "Известиям" в крупнейших российских финансовых организациях. Для клиента такой опыт сокращает время заполнения формы, исключает ошибки и необходимость собирать справки из ПФР и ФНС, а для банка - упрощает проверку документов, пояснили на рынке. К пилотированию сервиса по оформлению кредитных заявок с помощью "Госуслуг" уже подключились 10 банков. Более 113 тыс. клиентов дали согласие на обработку персональных данных, сообщили "Известиям" в ЦБ.
Расширение интеграции
Кредитные организации планируют расширять список продуктов, заявки на которые можно подать с помощью данных с портала госуслуг. Об этом "Известиям" заявили в восьми банках из топ-30, в том числе в Сбере и ВТБ. Сейчас с помощью портала можно подать заявку только на кредитные продукты в 10 банках и одной страховой компании, а на стадии подключения к проекту находятся еще четыре кредитные организации и два страховщика, сообщили "Известиям" в Центробанке. В ближайших планах - сервис по увеличению лимита по кредитным картам: клиент сможет оставить заявку, дав согласие на использование сведений из "Госуслуг". Таким образом он подтвердит свои доходы через ПФР, рассказали "Известиям" в крымском РНКБ и УБРиР. Ак Барс Банк и РНКБ также планируют интегрировать функционал с мобильным приложением и предоставлять клиентам возможность заказывать банковские продукты со смартфона, авторизировавшись на "Госуслугах", добавили в кредитных организациях. - По мере наполнения состава данных в Цифровом профиле планируется также запустить сервис для сопровождения текущих клиентов, обновления паспортных данных, сведений для мониторинга платежеспособности, - сообщил директор департамента розничных продуктов Абсолют Банка Виталий Костюкевич. Клиентам не потребуется идти в офис, чтобы уведомить банк о смене документов, окончании срока действия паспорта, изменении места жительства, отметила руководитель центра компетенций инновационных технологий цифрового бизнеса Промсвязьбанка Ольга Алексюк. Сейчас, согласно договору с банком, клиент должен уведомлять его о смене персональных данных. Представители ВТБ, "Дом.РФ", Почта Банка и Газпромбанка сказали, что в перспективе любые банковские продукты могут предоставляться с помощью авторизации клиентов через "Госуслуги". Это может быть, например, открытие дебетовых карт или депозитов, предположил инвестиционный стратег "БКС Премьер" Александр Бахтин.
Первая волна
В Сбербанке с помощью данных из "Госуслуг" уже можно подать заявку на ипотеку, рассказали "Известиям" в кредитной организации. В ВТБ сообщили, что клиенты могут предоставить данные через государственный портал для оформления займа, получения кредитной карты и рефинансирования имеющейся ссуды. Подать заявку на потребкредиты таким образом уже можно в Совкомбанке, СКБ-Банке, "Альфе", ПСБ, МТС-Банке, Почта Банке, "Ак Барсе", РКНБ, заявили в этих финорганизациях. "Зенит" и УБРиР сообщили "Известиям" о своем желании участвовать в проекте в будущем. - Клиент может заполнить заявку на сайте банка, авторизировавшись с помощью логина и пароля от портала госуслуг, если он имеет подтвержденную учетную запись. Далее он может дать согласие на передачу банку собственных персональных данных и дополнительной информации, например из ПФР. Это позволяет автоматически заполнить соответствующие разделы анкеты на сайте банка, - описала клиентский путь Ольга Алексюк из Промсвязьбанка. Если человек уже выступает клиентом банка, сервис которого выбрал, после заполнения заявки ему остается только завизировать договор - онлайн с помощью электронной подписи или поставив ее на бланке в одном из офисов, пояснила гендиректор Ассоциации ФинТех (АФТ) Татьяна Жаркова (на площадке этой ассоциации была разработана концепция Цифрового профиля). Она подчеркнула: клиенту, который в банке ранее не обслуживался, нужно будет пройти идентификацию либо удаленно через единую биометрическую систему (если там уже хранятся слепки его лица и голоса), либо лично в офисе банка с паспортом. В "Альфа-Страховании" сообщили "Известиям", что используют данные Цифрового профиля для оформления е-ОСАГО. "Сбербанк Страхование Жизни" дает возможность зайти в личный кабинет через "Госуслуги", а страховой дом ВСК пока тестирует сервис.
Быстрее и надежнее
Проект освобождает граждан от сбора документов из разных ведомств для предоставления в финорганизацию, подчеркнули в ЦБ в ответ на запрос "Известий". Кроме того, сокращается время заполнения заявки, при этом исключаются ошибки. Банки и страховые, в свою очередь, благодаря этому сервису могут получать необходимые сведения о клиенте из доверенных государственных источников (в том числе баз данных ФНС, Росреестра, МВД, ПФР) в режиме "одного окна", отметили в Банке России. - Сегодня Цифровой профиль позволяет получить 30 видов сведений, в ближайшее время этот список будет расширен до 61 вида данных. С момента старта промышленной эксплуатации сервиса 20 мая согласие на обработку личной информации с использованием Цифрового профиля предоставили более 113 тыс. граждан, - заявил представитель ЦБ. Согласие дали около 50% клиентов, выбравших опцию авторизации через "Госуслуги" для автоматического заполнения заявки: это высокий процент, говорящий о доверии к сервису, подчеркнули в АФТ. Любое сокращение участия людей в цепочке принятия и обработки данных позволит снизить риски утечки при условии высокого уровня информационной безопасности, считает Александр Бахтин из "БКС Премьер". Он подчеркнул, что платформа "Госуслуг" уже зарекомендовала себя в качестве надежного ресурса. "Известия" направили запрос в Минкомсвязь.