Лизинг на распутье. Депутаты поспорили с Минфином и ЦБ о реформе отрасли
Вопрос развития лизинговой отрасли уперся в то, кто будет заниматься ее регулированием. Минфин и ЦБ настаивают на поднадзорности всего рынка Банку России с жесткими ограничениями по отношению к его участникам. Крайне либеральный проект депутата Евгения Шулепова, в котором отсутствуют многие базовые требования к лизинговым компаниям, предполагает передачу регулирования незначительной части рынка федеральному органу исполнительной власти, которым может стать Минэкономразвития.
Минфин и Банк России направили критические отзывы на проект поправок к закону "О лизинге", разработанный депутатом от "Единой России" Евгением Шулеповым (с ними ознакомился "Ъ", их отправку подтвердили в ЦБ и Минфине, а получение - господин Шулепов). Критику вызвало, в частности, отсутствие, по выражению Минфина, "целого ряда концептуальных положений регулирования лизинговой деятельности" - например, требований к минимальному размеру капитала компаний, полномочий ее регулятора по контролю и надзору за ними, положений по введению саморегулирования в отрасли. "Проект не предусматривает меры по повышению транспарентности лизинговой деятельности",- отмечает ЦБ. К тому же предложение господина Шулепова "увязывает получение статуса специального субъекта лизинговой деятельности (тех, кто попадает под регулирование.- "Ъ") с получением адресных мер государственной поддержки", а это касается узкой группы компаний, "находящихся в прямой собственности правительства", опасаются в Банке России. "Депутатские поправки ограничивают круг субъектов регулирования несколькими компаниями, в то время как правительственная версия охватывает около 80% легального рынка лизинга",- утверждает представитель ЦБ. Согласно проекту Минфина и Банка России, регулировать лизинговые компании должен ЦБ. Эти компании будут обязаны иметь собственный капитал 20-70 млн руб. (в зависимости от активов), составлять аудированную отчетность, а также вступить в саморегулируемую организацию. В законопроекте господина Шулепова этих норм нет, а регулировать тех, кто все-таки попадет под надзор, должен федеральный орган исполнительной власти, назначаемый правительством. "Принципиальное различие между моим законопроектом и законопроектом, который представил Минфин,- это вопрос о том, кто будет регулировать лизинговую отрасль,- отмечает депутат.- И Минпромторг, и Минэкономразвития считают, что это должен быть не ЦБ, а именно Минэкономразвития, поскольку лизинг - это не чисто финансовый инструмент, а в нем участвует также имущественный комплекс, а это уже сфера развития экономики, за что Банк России не отвечает". При этом, по словам Евгения Шулепова, Минфин и ЦБ настаивают "на полностью финансовой природе лизинга". В Минпромторге и Минэкономразвития не ответили на запрос "Ъ". "Усиление рисков в лизинговом секторе, чей портфель на начало 2020 года приблизился к 5 трлн руб., чревато потерей стабильности в финансовом секторе, поскольку основными кредиторами лизингодателей являются банки и НПФ",- опасаются в ЦБ. По словам представителя Банка России, профиль регулирования и надзора определяется характером и структурой рынка. По словам директора по сопровождению бизнеса группы компаний "Альфа-Лизинг" Вероники Новиковой, основные аспекты регулирования, предложенные ЦБ, будут способствовать только консолидации бизнеса у крупных игроков и росту расходов лизинговых компаний. "Сам смысл регулирования в данном формате до сих пор непонятен, так как давно существуют и работают схемы регулирования внутри банковских групп, к которым относится большая часть крупных игроков, регулирование же субсидирования всегда велось соответствующими ведомствами, являющимися владельцами процессов той или иной субсидии",- утверждает она. Гендиректор "Европлана" Александр Михайлов также поддерживает большую самостоятельность лизинговой отрасли, однако, по его мнению, "сообщество только выиграет, если появятся четкие правила и элементы регулирования, стимулирующего развитие".