В I чтении принят проект о контроле ФАС за сделками крупных финкомпаний с мелкими
Госдума приняла в первом чтении законопроект, который предлагает усилить антимонопольный контроль за сделками крупных финансовых организаций с небольшими участниками финансового рынка, что предотвратит усиление экономической концентрации. Документ (N709858-8) в конце августа внесло в парламент правительство. Согласно действующему законодательству, если стоимость активов финансовой организации по последнему отчету превышает установленный правительством РФ лимит, то для сделок с акциями, активами или правами этой организации требуется предварительное согласие антимонопольного органа. При этом в законе прописано правило двух ключей, т.е. стоимость активов должна быть выше определенного порога, а сделка относиться к одному из восьми прописанных в законе случаев. "Соответственно, если размер активов финансовой организации меньше установленной величины, может быть приобретено любое количество таких организаций без согласования", - говорится в пояснительной записке. Принятый в первом чтении законопроект определяет, что независимо от размера активов поглощаемой финансовой компании (объекта экономической концентрации), если долю в ней покупает крупная финансовая организация и стоимость активов покупателя превышает значения, установленные правительством РФ, то сделка подпадает под контроль ФАС. Это правило также касается случаев, когда несколько финансовых организаций, участвующих в сделке по поглощению, входят в одну группу. Если суммарная стоимость активов всех этих организаций превышает указанный лимит, то также требуется согласие антимонопольного органа. В пояснительной записке говорится, что на большинстве региональных рынков банковских услуг много крупных игроков и при повышении уровня концентрации усиливается разрыв между крупными и небольшими организациями, в связи с чем менее крупным участникам рынка сложнее конкурировать, что приводит к повышению дополнительных издержек для бизнеса и граждан. В случае принятия закон вступит в силу с 1 сентября 2025 г. Согласно действующему законодательству, лимит стоимости активов финансовых организаций для согласования с ФАС сделок составляет 29 млрд руб. - для кредитных организаций; 3 млрд руб. - для микрофинансовых организаций; 2 млрд руб. - для негосударственных пенсионных фондов; 1 млрд руб. - для организаторов торговли; 500 млн руб. - для обществ взаимного страхования и кредитных потребительских кооперативов; 200 млн руб. - для страховых организаций (кроме медицинских), брокеров и управляющих компаний; 100 млн руб. - для страховых медицинских организаций. Согласованию подлежат сделки по приобретению более 25% голосующих акций акционерного общества, если до этого у покупателя не было таких акций, или было, но не больше 25%; приобретение более 1/3 доли в уставном капитале OOO, если покупатель не владел или владел менее чем 1/3. Эти требования не касаются учредителей. Согласованию подлежит покупка более 50% доли в ООО, если группа уже владеет от 1/3 до 50% долей; покупка более 50% голосующих акций, если группа уже владеет от 25% до 50% акций.
О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам
На основании Указания ЦБ РФ N 3321-У от 14.07.2014 г. "О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам" и иных нормативных документов, сотрудниками Агентства "ВЭП" разработан и предлагается микрофинансовым организациям для использования в текущей деятельности "Порядок формирования резервов на возможные потери по микрозаймам, выданным микрофинансовой организацией".
Данный документ рекомендуется к использованию в качестве типового документа, регламентирующего процедуру формирования резервов на возможные потери в микрофинансовых организациях.
Документ устанавливает внутренний порядок формирования резервов на возможные потери по займам, в том числе создания, использования, размер и периодичность расчета микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам, содержит рекомендуемые формы всех возникающих в ходе процесса формирования резерва документов и отчетов.