Заново открытое старое: Банки возвращаются к наращиванию офисных сетей
Российские банки зарегистрировали рекордное число офисов в ноябре, свидетельствуют данные ЦБ. Совокупное количество офисов уже превысило 24,2 тыс., максимум с февраля 2022 года. По оценке собеседников "Ъ", офлайн-инфраструктура снова обретает для банков актуальность на фоне возникших с 2022 года проблем с доступом к мобильным приложениям. Количество офисов российских банков за ноябрь 2023 года выросло на рекордные 318 шт., превысив отметку в 24,2 тыс. шт. Общее число офисов стало максимальным с февраля 2022 года. Об этом свидетельствуют данные Банка России, опубликованные 19 декабря. Речь идет о дополнительных офисах банков без учета филиалов, представительств и передвижных пунктов кассовых операций, которые представлены в существенно меньшем масштабе. Текущий рост отделений в целом по банковской системе произошел на фоне продолжающегося сокращения числа офисов Сбербанка - на 51 шт., до 11,7 тыс. шт. Показательно, что в минувшем месяце рост банковских сетей в основном произошел не за счет новых регионов. Так, совокупно в ДНР, ЛНР, а также Херсонской и Запорожской областях прирост офисов составил всего 16 шт. Более значительной рост наблюдался во всех федеральных округах, причем наибольшее число новых офисов было открыто в Сибирском (82 шт.), Приволжском (55 шт.), а также Дальневосточном (49 шт.) федеральных округах. При этом значительное расширение сети касалось небольшого числа банков. Как свидетельствует статистика на сайте ЦБ, в ноябре новые офисы преимущественно открывали Совкомбанк, Альфа-банк и ПСБ. Активно открывались офисы и в первой половине декабря, в частности у Альфа-банка. Ранее ряд крупных банков сообщали о дальнейших планах по росту числа офисов (см. "Ъ" от 7 декабря). В последние несколько лет для банковского рынка был характерен тренд на сокращение числа подразделений. По данным ЦБ, в 2014-2017 годах число офисов сократилось почти на четверть (23,3%). Сокращалось число офисов и в период 2018-2022 годов. Тенденция начала меняться в прошлом году с расширения присутствия в новых регионах (см. "Ъ" от 13 марта). В настоящее время, несмотря на то что открытие офисов сопровождается существенными затратами на аренду и персонал, они являются важным каналом взаимодействия с розничными клиентами, говорят собеседники "Ъ". В Сбербанке, например, ранее заявляли "Ъ", что развитая сеть отделений - одно из важнейших конкурентных преимуществ банка на рынке. "Мы продолжим работать над ее совершенствованием с учетом спроса со стороны клиентов на получение услуг в очном формате",- отмечали в банке. Как поясняет руководитель департамента внутреннего аудита и управления рисками аудиторско-консалтинговой группы ФБК Роман Кенигсберг, рост числа офисов банков - это обратный тренд цифровизации. Например, до начала проблем с онлайн-приложениями банков в 2022 году кредитные организации старались максимально перевести все процессы и услуги на дистанционное обслуживание. Этот процесс начался около десяти лет назад. "Сейчас же тренд обратный. Банки не делают уже ставку на мобильные приложения из-за сложностей в их использовании",- отмечает эксперт. На фоне периодически встречающихся проблем с доступом к онлайн-сервисам физическая инфраструктура является важным элементом для обеспечения бесперебойной работы банков, убежден господин Кенигсберг. С весны 2022 года американские компании Apple и Google начали удалять из онлайн-магазинов мобильные приложения российских банков, попадавших в санкционные списки (см. "Ъ" от 25 марта 2022 года). Несмотря на такие действия, банки находят разные способы возвращаться на эти площадки. Периодически их приложения вновь удаляют, но процесс начинается снова. Помимо этого, большие усилия направлены и на доработку интернет-банков. Кроме того, предыдущий тренд на сокращение числа офисов во многом стал следствием санаций, отзывов лицензий и сделок по слиянию и поглощению в банковском секторе. Сейчас же эти процессы приостановились, говорит Роман Кенигсберг, что также влияет на текущую ситуацию с количеством структурных подразделений.