По ком звонок: телефонные мошенники стали реже атаковать россиян
Телефонные мошенники в октябре стали реже атаковать россиян, сообщили "Известиям" в крупнейших банках. Тенденцию подтвердили эксперты на рынке. Это объясняется более тщательной защитой граждан, переключением злоумышленников на звонки через мессенджеры и перебоями с электроэнергией на Украине, где располагается часть подпольных call-центров. Вместе с тем, как заявили в ЦБ, с июля по сентябрь активность телефонных преступников была вдвое выше, чем в предыдущем квартале.
Вызов не прошел
В октябре число звонков мошенников россиянам сократилось на 20% по отношению к сентябрю - до 520 тыс. вызовов. Об этом "Известиям" сообщили в ВТБ. В банке уточнили, что тренд на снижение активности телефонных злоумышленников наблюдается с середины года. Аналогичную тенденцию видят и в банке "Зенит". Там уточнили, что фиксируется снижение случаев обмана с использованием социальной инженерии на 50% в октябре по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тренд связан с улучшением защиты клиентов, пояснили в ВТБ. Например, кредитные организации внедряют технологию распознавания подменных номеров, а сотовые операторы - отключают возможность переадресации банковских SMS (раньше такие сообщения перехватывали мошенники). Согласно статистике Kaspersky Who Calls, в октябре сохранился нисходящий тренд по количеству звонков с подозрением на мошенничество, который был зафиксирован в августе, подтвердил главный эксперт "Лаборатории Касперского" Сергей Голованов. По его предположениям, это связано с тем, что злоумышленники начали активно использовать для обзвонов мессенджеры. В отличие от "классических" звонков такие входящие вызовы сейчас нельзя заблокировать или отследить централизованно, подчеркнул эксперт. Существенное снижение количества звонков от мошенников с конца сентября до настоящего момента подтвердила и руководитель проекта "Народного фронта" "За права заемщиков" и координатор платформы "Мошеловка" Евгения Лазарева. При этом она подчеркнула, что показатели жалоб на телефонный спам сохраняются на прежнем уровне. - Эти тенденции позволяют сделать вывод, что нанесение ударов по энергетическим объектам Украины сократило трудоспособность call-центров на территории соседей. Без электричества и интернета невозможно пользоваться технологиями подмены номеров и, в принципе, вести длительные разговоры, так необходимые для этого вида мошенничества, - предположила Евгения Лазарева. Она не исключила, что это такое же временное явление, как спад количества мошеннических вызовов минувшей весной. В конце февраля доля россиян, которые сталкивались со звонками злоумышленников, достигла минимума в 3,8%, тогда как в декабре 2021-го этот показатель держался на уровне 10-11%, писали ранее "Известия".
Не телефоном единым
Телефонное мошенничество остается основным каналом атак, заявили "Известиям" в ЦБ. Регулятор считает статистику по кварталам - последние данные учитывают информацию за период с июля по сентябрь. По предварительным сведениям, за этот промежуток времени активность телефонных злоумышленников выросла более чем в два раза относительно II квартала, сообщили в Банке России. Вместе с тем общий объем атак, в число которых входят и телефонные звонки, и мошенничества в Сети, увеличивается, сообщили "Известиям" в крупнейших банках. По данным ВТБ, этот показатель с начала года превысил 6,8 млн инцидентов - в три раза больше, чем за весь 2021-й. В частности, осенью в разы подскочило число мошенничеств в интернете и соцсетях. В кредитной организации ожидают, что в будущем клиентов всё чаще будут обманывать по "гибридной" схеме: с одновременным использованием телефонного общения и фишинговых ресурсов. - Мошенники постоянно адаптируют свои сценарии и видоизменяют легенды, подстраиваясь под текущий новостной фон. Частичная мобилизация не стала исключением. В Сети появилось много предложений об оказании помощи в переезде, отсрочке или брони, удалении сведений из баз данных призывников, - рассказал директор департамента информационной безопасности Росбанка Михаил Иванов. Каждый злоумышленник, выбирая способ обмана граждан, определяет приемлемое для себя соотношение имеющихся ресурсов, возможностей, потенциальной прибыли и рисков, отметила Евгения Лазарева из ОНФ "За права заемщиков". Она пояснила: разговаривая с жертвой по телефону, он может не только выманить у нее коды доступа к накопленным деньгам, но и отправить за крупным кредитом, уговорить продать квартиру или машину - но это займет много времени. Фишинг же не настолько рискован, ресурсо- и трудозатратен, но и прибыли злоумышленникам приносит меньше, добавила Евгения Лазарева. Чтобы не дать себя обмануть, важно критически относиться к крайне щедрым или чересчур пугающим сообщениям в Сети - особенно если пользователя просят сделать что-либо быстро, не дают времени подумать, предупреждают о негативных последствиях, напомнили в "Лаборатории Касперского". При оплате покупок в интернете необходимо делать это на проверенных сайтах, подчеркнули в банке "Хоум Кредит". Там добавили, что антивирусное ПО должно быть актуальным. Кроме того, в банке подчеркнули: если человек обнаружил, что его паспортные (или иные) данные оказались скомпрометированы, необходимо сразу сообщить об этом в банк и правоохранительные органы.