Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:

Серые коллекторы проникли в сеть. Взыскание долгов рекламируется как юридическая услуга.


   Нелегальные коллекторы, воспользовавшись лазейкой в законодательстве о взыскании долгов, начали рекламировать свои услуги в интернете под видом юридических. По профильному закону (230-ФЗ) осуществлять досудебное взыскание задолженности с граждан могут только агентства, состоящие в реестре Федеральной службы судебных приставов (ФССП), однако он не распространяется на тех, для кого коллекторская деятельность не основная.
   В распоряжении "Ъ" оказалось письмо Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) в компании "Яндекс" и Google, а также в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). В нем ассоциация просит рассмотреть вопрос об устранении нарушений законодательства в сфере интернет-рекламы коллекторских агентств, юридических и консалтинговых компаний, занимающихся незаконным взысканием долгов физлиц по кредитам и займам.
   Как рассказали в НАПКА, при поиске по ключевым словам "коллекторское агентство", "взыскание долгов физлиц", "коллекторские услуги" в результатах поиска с пометкой "реклама" можно увидеть ссылки на сайты компаний, не входящих в реестр ФССП. При этом, как указано на их сайтах, компании осуществляют досудебное взаимодействие с должниками, в том числе телефонные переговоры и выездное взыскание, напрямую нарушая требования законодательства о взыскании долгов физических лиц. Услуги подобных коллекторов могут быть востребованы у кредиторов, которые не вдаются в тонкости законодательства, или которых не волнуют вопросы имиджа - различные небольшие компании, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц. "Нелегальные коллекторы могут прикрываться тем, что оказывают юридические или консалтинговые услуги и коллекторство не является основным видом их деятельности,- говорит директор НАПКА Борис Воронин.- Тем не менее, если они рекламируют себя по ключевым словам "коллекторское агентство" и "взыскание долгов физлиц" и указывают на своих сайтах, что осуществляют услуги переговоров с должниками, такие аргументы несостоятельны".
   В пресс-службе "Яндекса" сообщили, что пока не получили письмо НАПКА, и отметили: ""Яндекс" как рекламораспространитель не обладает полномочиями по осуществлению проверки на соответствие законодательству фактической деятельности рекламодателей". В Google не ответили на запрос "Ъ". "Закон о рекламе запрещает рекламу товаров и услуг, если их реализация требует получения специального разрешения, при отсутствии такого разрешения",- заявили в ФАС. Вместе с тем 230-ФЗ распространяется не на все виды отношений, связанных с взысканием долгов, соответственно, если размещается реклама лиц, которые осуществляют деятельность, не подпадающую под ограничения данного закона, такая реклама может размещаться с соблюдением иных требований законодательства о рекламе, отметили там.
   Распространители несут ответственность только за размещение рекламы, напрямую приводящей к уголовной ответственности. "Есть ли нарушение законодательства в данном случае, должна определять ФАС,- отмечает гендиректор Агентства судебного взыскания Максим Богомолов.- Если нарушения обнаружатся, служба вынесет предписание рекламораспространителю убрать или скорректировать рекламу".
   Однако даже при выявлении нарушений закона о рекламе сборщики долгов будут нести ответственность не за само размещение рекламы, а за взыскание долгов вне реестра. "Такая деятельность наказывается в соответствии с профильным законом, кроме того, есть уголовная статья за незаконное предпринимательство",- указывает партнер юридической компании "Юрпартнеръ" Александр Федоров.
   Полностью оградить граждан от рекламы незаконных услуг сможет только формирование правоприменительной практики или внесение изменений в профильный закон. "Достаточно будет нескольких решений ФАС и подтверждения их правильности в суде, если рекламораспространители будут не согласны с предписаниями",- полагает господин Федоров. "Стоит конкретизировать в законе понятие "основной вид деятельности" или определить точный ОКВЭД для предоставления подобных услуг, чтобы закрыть лазейку в законодательстве для нелегальных участников рынка",- заключает господин Воронин.

 

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3407333



 


Реклама
Чехия

Поддержка 2-го Интернет-Чемпионата "Деньги"