Блок на кражу: ЦБ обяжет банки отключать онлайн-операции по желанию клиентов
Для защиты граждан от мошенников, которые похищают средства со счетов, ЦБ намерен обязать банки по желанию клиента ограничить ему ряд онлайн-операций. Об этом "Известиям" сообщили в пресс-службе регулятора. Инициатива сейчас находится в проработке, уточнили в Центробанке. В феврале письмо с таким предложением направил Общероссийский народный фронт (ОНФ). Однако инициатива "фронтовиков" касалась только пенсионеров. Как заявили "Известиям" в пресс-службе ЦБ, регулятор уверен, что мера должна распространяться на всех клиентов. Эксперты считают такой подход правильным, поскольку перед мошенниками равны люди любого возраста.
Все возрасты покорны
Как ранее писали "Известия", в феврале ОНФ обратился в ЦБ с инициативой законодательно обязать банки предоставлять пенсионерам услугу добровольного отказа от некоторых онлайн-операций - исходящих переводов и платежей. Такая блокировка, отмечали "фронтовики" в письме регулятору, позволит защитить пожилых людей. Ведь они часто становятся жертвами злоумышленников, использующих методы социальной инженерии для получения персональных карт и кражи денег со счетов. При этом пенсионеры могли бы сохранить функции снятия наличных, оплаты в стационарных магазинах, входящих переводов, предусматривало предложение ОНФ. В Центробанке не только поддержали идею, но и развили, решив распространить меру на граждан всех возрастов, следует из ответа пресс-службы регулятора на запрос "Известий". "Банк России не считает целесообразным отдельным образом дополнительно регламентировать работу банков с клиентами 60+. Инициатива обязать банки по желанию клиента ограничивать ему ряд операций сейчас находится в проработке. Она должна распространяться на всех клиентов", - заявили в пресс-служба ЦБ. Как отмечалось в обзоре Центробанка по кибератакам, который был опубликован в конце марта, большинство жертв мошенников (49%) - это люди, находящиеся в активном трудоспособном возрасте, от 20 до 49 лет. Мера по отказу от ряда онлайн-операций эффективна в случаях, когда клиента финансовой организации провоцируют дистанционно совершить действия с депозитными счетами в пользу злоумышленников, подчеркнули в ЦБ.
Закрыть доступ
В ОНФ с воодушевлением восприняли желание регулятора реализовать их инициативу в отношении всех клиентов. - Это приведет к сокращению количества случаев мошенничества с использованием методов социальной инженерии, - прокомментировала руководитель проекта Народного фронта "За права заемщиков" Евгения Лазарева. - Наша практика работы с обращениями граждан показывает, что с повышением информированности населения о схемах злоумышленников появились новые легенды, которые позволяют похитить не только деньги с карты, но и опустошать счета предодобренных кредитов. Поэтому, на наш взгляд, такое расширение нашей инициативы позволит сократить количество и успешность актов этого вида мошенничества. По ее словам, не только пожилые люди, но и другие клиенты банков будут лучше защищены, поскольку ограничения усложнят злоумышленникам доступ к счетам жертв. С этим мнением согласны и эксперты, опрошенные "Известиями". Доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Анна Вершинина уверена, что реализация инициативы позволит существенно снизить число мошеннических операций. Важно, что меру решили распространить на граждан любого возраста, отметили эксперты. - Перед проблемами современного финансового мошенничества все поколения равны. Меры противодействия и расследования подобных действий пока оставляют желать лучшего. В связи с этим ограничение ряда операций становится надежным инструментом сохранения денег и нервов, - уверен руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Константин Ордов.
Комиссионный расход
Как рассказала Евгения Лазарева, дискуссию о необходимости законодательного закрепления добровольного отказа от неиспользуемых сервисов банковских карт "фронтовики" начали с рынком и регулятором больше года назад. Очевидно, кредитные организации опасались снижения комиссионных доходов, если клиенты массово начнут отключать некоторые онлайн-операции. - Мы столкнулись с естественным сопротивлением рынка, но это нас не остановило, и мы обратились за поддержкой к регулятору, - сообщила Евгения Лазарева. По мнению Константина Ордова, если банк не является бенефициаром мошеннических схем, то он будет заинтересован в росте доверия и расширения клиентской базы. Эксперт подчеркнул, что репутационные потери обходятся дорого, поэтому крупнейшие организации вкладывают большие средства в инструменты кибербезопасности. - В случае если банки будут обязаны отключать онлайн-платежи и переводы по картам по запросу клиентов, возможно, это приведет к некоторым потерям банков, но они будут не столь существенны. Скорее всего, от подобных операций откажутся люди, которые и так их не совершают или совершают иногда. В связи с чем возможные опасения банков по поводу снижения комиссионного дохода необоснованны, - полагает Анна Вершинина. Из крупнейших кредитных организаций, запросы которым отправили "Известия", об отношении к инициативе высказался только банк "Открытие". В пресс-службе организации подтвердили, что обсуждаемая мера может способствовать сокращению количества мошеннических операций. - Мы не ожидаем снижения комиссионного дохода, поскольку сервис отключения платежей будет актуален для клиентов, которые в обычной жизни редко пользуются онлайн-платежами и переводами, - подчеркнули в банке. В Центробанке не ответили на вопрос "Известий", когда можно ожидать реализации инициативы. Но, судя по всему, речь может идти о ближайшем времени. К 1 июля этого года Центробанк должен отчитаться о выполнении поручения президента Владимира Путина. Он поставил перед регулятором задачу установить дополнительные нормативные требования к финорганизациям для предотвращения потерь от действий мошенников в отношении социально незащищенных категорий граждан.