В этом году традиционно выраженная сезонность соотношения в платежах в России наличных и безнала оказалась смазана. Рост доли безнала в третьем квартале относительно второго оказался существенно ниже, чем в предыдущие годы. По мнению экспертов, четвертый квартал также не покажет выраженного сезонного всплеска. Во многом эта динамика будет зависеть от степени жесткости ограничительных мер на фоне второй волны пандемии. Согласно исследованию "СберИндекса" и "Платформы ОФД", в динамике доли безналичных платежей в России не наблюдается привычной сезонности. Обычно во втором квартале происходило снижение их доли с резким ростом в третьем и четвертом. В этом году падения во втором квартале не наблюдалось (рост на 0,3 п. п.), зато в третьем рост оказался незначительным (на 0,2 п. п., год назад рост на 0,7 п. п.) - до 53,6%. В то же время уровни безналичных расчетов остаются высокими: потребители не желают лишний раз иметь дело с наличными средствами, отмечается в обзоре (см. также колонку). Как пояснил "Ъ" один из авторов исследования Михаил Матовников, во втором квартале произошло снижение потребления на 20-30% и большой вклад внесло падение сектора услуг, а это малый бизнес, который в основном работает за наличные. На фоне падения потребления доля безнала заметно выросла. По мнению гендиректора агентства "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, заметное влияние на рост доли безналичных платежей в ресторанном бизнесе сыграл тот факт, что первую волну ограничений не пережили в основном мелкие и средние заведения, тогда как крупные сети, работающие вбелую и ориентированные на безнал, выжили. "В третьем квартале, напротив, снизилась доля безнала в магазинах после того, как ограничения сняли и люди вышли на улицу. Но общий рост остался, потому что сфера услуг, которая генерирует наличный трафик, по большому счету так и не восстановилась",- говорит господин Матовников. Сдерживающее влияние на динамику безналичных платежей оказывает сокращение транспортных расходов, прежде всего на авиаперелеты. Аналитик "ВТБ Капитала" Елена Сахнова отмечает, что падение выручки авиакомпаний в третьем квартале останется существенным: у "Аэрофлота" оно составит 40-50%. В основном это пассажирская выручка, которая традиционно идет по безналичным расчетам, у остальной отрасли падение выручки будет на уровне 20-30%. По мнению главного экономиста "ПФ Капитал" Евгения Надоршина, росту расчетов наличными способствовали сами торгово-сервисные предприятия, которые, оказавшись в условиях карантина, довольно часто принимали оплату только наличными. Поддержка государства в отношении малого бизнеса была достаточно скромной, выживали как могли, в том числе принимая только наличные, чтобы "иметь дополнительный доход или работать вопреки ограничениям". Директор "КартСтандарта" Майя Глотова полагает, что на сокращение безналичных платежей могло повлиять ухудшение программ лояльности банков из-за частичного ограничения ЦБ комиссий по онлайн-платежам. Однако эта же инициатива способствовала развитию интернет-торговли. Решающим фактором для соотношения наличных и безналичных платежей в четвертом квартале (в прошлом году рост составил 1,7 п. п.) должны стать ограничения, которые уже вводятся или могут появиться на фоне второй волны пандемии. "В четвертом квартале рост ускорится относительно третьего, но будет меньше, чем в прошлом году, в результате доля безнала немного превысит 54%",- полагает Михаил Бурмистров. Директор дивизиона "Малый и микробизнес" Сбербанка Алексей Шашкин считает, что "в четвертом квартале цифры будут выше третьего, но в процентах рост будет не такой, как во втором квартале". Младший директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Вячеслав Путиловский полагает, что "прирост в четвертом квартале будет смазанным".