Карантин обострил конкуренцию на рынке удаленных банковских услуг
Менее половины из числа крупнейших банков осуществляют доставку банковских карт клиентам и лишь 53% выпускают виртуальные карты действующим клиентам. К таким выводам пришла компания CROC Digital Insight. По мнению экспертов, именно удаленные сервисы и особенно возможность доставки карты курьером особенно актуальны в нынешних условиях, и тем, кто не успел запустить эти сервисы, предстоит гонка за лидерами. Компания CROC Digital Insight провела исследование, изучив такие актуальные в период карантина сервисы, как доставка дебетовых карт на дом и выпуск виртуальных карт. В выборку попали топ-20 банков по размерам активов и десять банков, которые активно развивают дистанционные решения. "Ъ" ознакомился с предварительными выводами исследования. Согласно им, лишь около 40% банков могут доставить дебетовую карту курьером. 53% банков предоставляют своим клиентам выпуск виртуальной карты (но только уже существующим клиентам). Среди кредитных организаций, у которых есть обе опции,- Газпромбанк, Альфа-банк, "ФК Открытие", "Русский стандарт", Росбанк, Промсвязьбанк, ХКФ-банк, "Яндекс.Деньги", "Ак Барс". "Санкт-Петербург", к ним же можно условно отнести Совкомбанк, который не выпускает дебетовых (только в рамках зарплатных проектов). Ни одной из указанных опций из топ-20 банков нет лишь у трех игроков. Среди них - Московский кредитный банк (МКБ), Юникредитбанк, АКБ "Россия". В МКБ "Ъ" сообщили: "В связи с выросшим спросом на услугу доставки она будет запущена в ближайшее время". В Юникредитбанке и АКБ "Россия" не ответили на запрос "Ъ". Именно курьерская доставка в условиях пандемии коронавируса и карантина особенно важна. "В условиях пандемии курьерская доставка становится единственной возможностью стать клиентом необходимого банка",- отмечает аналитик ГК "Алор" Алексей Антонов. По данным исследования, по оперативности курьерской доставки лидируют Альфа-банк, Тинькофф-банк, "Восточный" - курьеры доставили карты на следующий день после оформления. При этом те, кто уже имеют данную опцию, поняли ее преимущества. Так, в банке "Русский стандарт" "Ъ" сообщили, что если до пандемии услуга доставки карт была доступна в ограниченном числе регионов, то теперь осуществляется во всех, где присутствует банк. "В наших планах - масштабирование этого сервиса и расширение географии доставки",- отмечает директор департамента Digital банка "ФК Открытие" Александр Пятигорский. Впрочем, есть и обратные примеры. Так, в исследовании указано, что ВТБ в условиях пандемии отказался от курьерской доставки карт. Сейчас в связи с распространением коронавируса мы приняли решение дополнительно защитить своих сотрудников и клиентов, поэтому работа сервиса доставки карт временно приостановлена, подтвердили в пресс-службе ВТБ. "При этом наши клиенты могут продолжить пользоваться картами, срок действия которых закончился в марте, или дистанционно оформить цифровые карты в "ВТБ-онлайн",- указывают там.- Мы также продлили срок хранения пластиковых карт в отделениях банка". Сбербанк, на долю которого приходится подавляющее большинство дебетовых карт в России, никогда не осуществлял курьерскую доставку карт. На запрос "Ъ" там не ответили. По мнению Алексея Антонова, то, что не все банки предоставляют услуги дистанционного оформления и курьерской доставки,- результат недостаточно продуманной стратегии развития, в большей своей массе российские банки продолжают делать ставки на классические способы предоставления услуг, иными словами - не хотят вкладываться в модернизацию бизнеса. "Банки, обеспечившие курьерскую доставку дебетовых карт еще до введения карантина, безусловно, сейчас оказались в более выгодных условиях. Они имеют фактически единственный доступный канал продаж,- указывает директор практики по цифровизации бизнеса CROC Digital Insight Аскар Багавиев.- Остальным же банкам оперативно организовать этот сервис вряд ли удастся". При этом, по мнению гендиректора Bengala Investment Алексея Буянова, эпидемия коронавируса и вынужденная изоляция граждан наложат отпечаток на российский банковский сектор. "После пандемии акцент на онлайн-услугах еще больше усилится, так как многие клиенты не захотят возвращаться в отделения",- заключает он. Источник: КоммерсантЪ: https://www.kommersant.ru/doc/4321319