Банки уходят в онлайн, а интернет-банк открывает отделения
За последние два года количество филиалов, отделений, допофисов и других подразделений банков сократилось почти на 3200, что составляет около 10% их общего количества. По большей части это объясняется активным погружением банков в цифровизацию и развитие удаленных сервисов, а также сокращением расходов на "земле". Тем не менее некоторые кредитные организации даже сегодня открывают новые отделения, причем за этим замечены даже те, кто изначально позиционировал себя как исключительно онлайн-банк. В последнее время банки сокращают количество отделений, стремясь к оптимизации бизнеса и операционных затрат. "До конца марта мы завершим реорганизацию розничной сети, направленную на повышение ее эффективности и конкурентоспособности",- сообщили "Ъ" в Райффайзенбанке. Реорганизация затронет 39 отделений в городах с самой большой розничной сетью, еще в пяти городах обслуживание будет продолжено полностью в цифровом формате. Альфа-банк в 2020 году также запустил программу трансформации сети отделений. "Мы откроем несколько пилотных офисов нового поколения, а в конце года начнем тиражировать концепцию на всю сеть",- говорит начальник управления информационной политики банка Андрей Согрин. В перспективе двух ближайших лет, по его словам, обслуживание в офисах Альфа-банка будет завязано на мобильное приложение. В Тинькофф-банке считают, что нет такой задачи, которую нельзя было бы реализовать дистанционно или через представителей банка. "Отсутствие отделений позволяет оптимизировать эффективность бизнес-модели за счет отсутствия расходов на них и дополнительный персонал",- добавили там. В последние годы банки планомерно сокращают свои структурные подразделения - филиалы, отделения, допофисы, оперкассы вне кассового узла и др. Так, на конец 2018 года их число составило 31,2 тыс. штук, сократившись за год более чем на 2 тыс. штук. К концу 2019 года общее число подразделений сократилось до 30,4 тыс. штук, а на 1 марта 2020 года их количество составляло уже менее 30,3 тыс. штук. Тем не менее Киви-банк, изначально делавший ставку на удаленное обслуживание клиентов, в начале недели открыл в Санкт-Петербурге первое розничное отделение для обслуживания клиентов. Второе будет открыто в течение месяца в Казани. "Несмотря на то что количество пользователей онлайн-каналов обслуживания неуклонно растет, периодически клиенту комфортно обращаться в отделение банка - например, чтобы обсудить важные вопросы лично с сотрудником банка,- отмечает заместитель гендиректора по коммерции QIWI Александр Агаков.- Мы понимаем эту потребность и поэтому развиваем направление офлайн-обслуживания". По мнению аналитиков, для Киви-банка открытие офлайновых отделений необходимо для развития традиционных банковских продуктов, которые ранее у него не присутствовали. "Изначально Киви-банк позиционировался как большая электронная платежная система Qiwi. Однако в связи с мощным развитием на рынке услуг интернет-банкинга и при огромном количестве вариантов осуществления переводов без обременительных затрат банк не может выдерживать конкуренцию, соответственно, необходимо прорабатывать варианты возврата аудитории - работать с бизнесом, а также с физлицами",- говорит управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. По его словам, для того, чтобы сделать бизнес более клиентоориентированным, развитие именно физических точек должно стать одним из ключевых направлений. По мнению первого зампреда правления МКБ Михаила Полунина, для банка важно развивать отделения в том числе и для таких категорий клиентов, как пожилые вкладчики, а также клиенты малого и среднего бизнеса. "Сбалансированная стратегия необходима также с учетом того, что при правильном выборе города и локации офисы показывают быструю окупаемость. Внедрение IT-инфраструктуры требует не только финансовых, но и временных затрат. Поэтому мы продолжаем развитие - особенно в регионах, где клиентам привычен офлайн",- рассказал он.