Росбанк сообщил о выходе из сегмента POS-кредитования. Ранее аналогичные решения приняли Сбербанк и Альфа-банк. Эксперты указывают, что рынок кредитования в торговых сетях находится в состоянии трансформации - на доходность давят продукты конкурентов, а само кредитование на покупку товаров уходит в интернет. Но физическое присутствие в торговых сетях - один из немногих оставшихся каналов получения новых незакредитованных заемщиков, поэтому лидеры рынка покидать его не намерены. В среду, 16 октября Росбанк, принадлежащий французской группе Societe Generale (SG), сообщил о решении выйти из сегмента POS-кредитования, чтобы сфокусироваться на направлениях с наибольшим потенциалом роста. Данное направление группа развивала на основе входящего в нее Русфинансбанка. Он сохранит партнерское присутствие в торговых сетях до конца 2019 года, "в дальнейшем рассматривается вопрос о переводе этого бизнеса в цифровой формат", отмечается в сообщении. Как пояснил "Ъ" директор по розничному бизнесу Росбанка Алексей Лола, такое решение было принято, поскольку в течение последних трех лет сегмент развивается медленно. "Это связано с увеличением проникновения цифровых банковских услуг среди населения, а также с изменением поведения клиентов",- отметил он. Два года назад отказаться от этого бизнеса решил Сбербанк, развивавший кредитование в торговых сетях на базе банка "Сетелем" (см. "Ъ" от 10 октября 2017 года). Впрочем, в конце прошлого года Сбербанк объявил, что запускает кредитный маркетплейс для развития линейки POS-кредитов прямо на сайтах торговых партнеров, однако заметной доли на рынке цифрового POS-кредитования банк не занимает. Год назад о намерении закрыть POS-бизнес объявил Альфа-банк, проработавший в этом сегменте более десяти лет (см. "Ъ" от 26 октября 2018 года). Минимальное присутствие в сегменте банк сохраняет за счет цифровых каналов. Русфинансбанк, по данным Frank RG, на 1 сентября на рынке POS-кредитования занимал 8-е место (с долей рынка по выдачам 4,62%). Лидерами остаются ХКФ-банк (23,5%), Почта-банк (17,2%), "Ренессанс кредит" (11,43%), МТС-банк и ОТП-банк (с долями чуть более 10%). Эти игроки уверены, что потенциал кредитования в торговых сетях не исчерпан. "Уходят те, кому не удалось наладить систему контроля доходности POS-канала,- говорит старший вице-президент "Ренессанс Кредита" Сергей Васильев.- Нам POS-бизнес интересен как канал привлечения новых клиентов для дальнейших кросс-сейл-продаж". Зампред ОТП-банка Александр Васильев обращает внимание на то, что POS-бизнес позволяет сформировать портфель довольно качественных кредитов, который предсказуемо ведет себя во время кризиса. "В 2008 и 2015 годах было видно, что риски по этому портфелю стабильны и управляемы",- указывает он. ХКФ-банк за время развития POS-рынка выстроил бизнес-связи с большим числом различных ритейлеров. "Эти связи являются одним из самых главных наших конкурентных преимуществ, для прочих участников рынка отсутствие такой широкой деловой сети может стать проблемой",- считает зампред правления банка Александр Антоненко. Гендиректор Frank RG Юрий Грибанов уверен, что трансформация рынка POS-кредитования и сокращение числа его игроков - неизбежный процесс. "Сейчас неотъемлемой частью рынка стали карты рассрочки, большой популярностью пользуются POS-кредиты на товары в интернет-магазинах",- указывает господин Антоненко. По словам вице-президента холдинга "Русский стандарт" Эльдара Бикмаева, сейчас значительная часть выдаваемых POS-кредитов в портфеле банка - это рассрочки, которые банк предлагает совместно с партнерами. Конкуренция за заемщика давит на ставки наряду с ограничениями предельной стоимости кредита со стороны ЦБ. Если раньше ставки по POS-кредитам достигали 45-50% годовых, то сейчас - 17-23% годовых, что не всегда позволяет покрывать операционные издержки и риски, указывает господин Грибанов. "Но для тех игроков, которые занимают прочные позиции в сегменте, он будет оставаться в числе основных",- полагает эксперт.