Стремясь компенсировать снижение доходов после увеличения регуляторных требований, микрофинансовые организации задумываются о запуске брендированных Р2Р-площадок кредитования. Председатель совета СРО МФО "МиР" Эльман Мехтиев подтвердил, что многие игроки анализируют возможность переформатирования своего бизнеса из-за роста регуляторных ограничений. Еще одна причина интереса МФО к P2P - она не попала под регулирование закона о краудфандинге, принятого в августе 2019 года. В ЦБ пояснили, что в качестве лиц, привлекающих инвестиции, закон определяет юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, которым оператор инвестиционной платформы оказывает услуги по привлечению инвестиций. При этом там указали, что федеральным законодательством не предусмотрена возможность совмещения микрофинансовой деятельности с деятельностью оператора инвестиционной платформы. Эксперты уверены, что регулятор скоро закроет данную лазейку, поскольку такая практика несет риски для граждан. Эксперты считают, что P2P-кредитование при разработке закона не учли, "потому что на тот момент ни одного крупного игрока на рынке не было". Со временем в законе наверняка появятся поправки, регулирующие данную деятельность. Олег Гришин, гендиректор МФК "МигКредит", сомневается, что создание брендированных P2P площадок для кредитования физических лиц может стать перспективной темой для МФО. "Скорее, такие платформы могут делаться для привлечения фондирования через занижение чека. Сейчас частные инвестиции в МФО не должны быть ниже 1,5 млн руб. Если брать классический рынок P2P, то, по моим оценкам, он сейчас составляет порядка 3 млрд рублей. Это текущий объем рынка. Если говорить о потенциале, то я не думаю, что он вырастет больше чем в 2-3 раза. Занимать какую-то существенную долю на этом рынке для МФО вряд ли интересно. Про большому счету это другая бизнес-модель. Какую компетенцию здесь можно вычленить из МФО? Пожалуй, только лишь оценку кредитного риска на конкретного клиента. Однако чтобы P2P-платформа успешно развивалась на таком маленьком рынке, ключевая компетенция должна быть в маркетинге. То есть это должна быть достаточно заметная "витрина" с достаточно большим клиентским трафиком. Думаю, что такая бизнес-модель может быть не совсем адекватна понесенным затратам на раскрутку этой P2P-платформы, монетизации и комиссии, которую можно взять со стороны либо инвестора или получателя денег. Нельзя забывать и о регуляторных рисках. Сейчас P2P не попали под регулирование закона о краутфандинге, принятом в прошлом месяце, но все может измениться. Если резюмировать: учитывая маленький объем рынка, использование P2P-платформ для искусственных, нерыночных нужд, сырую законодательную базу, несоответствие затрат на продвижение и возможность получения доходов и, наконец, как саму бизнес-модель, "МигКредит" не готов в это ввязываться. Я не думаю, что это не игра в долгую". Источник: КоммерсантЪ: https://www.kommersant.ru/doc/4087069