Верховный суд (ВС) признал недействующим письмо Минфина, существенно ограничивающее переуступку права требования по госконтрактам. Запрет создавал серьезные проблемы для компаний, предоставляющих факторинговые услуги. По мнению экспертов, решение ВС может способствовать развитию рынка факторинга госзаказов, потенциальный размер которого исчисляется триллионами рублей. Информация о том, что ВС признал недействующим письмо Минфина о ничтожности сделок переуступки прав требований (цессии) по госконтрактам, в конце прошлой недели была размещена на официальном портале суда. С иском об отмене письма в судебные инстанции обратилась краудлендинговая площадка Penenza, через которую граждане выдают займы бизнесу, в том числе для участия в госзакупках. Как пояснил "Ъ" ее глава Дмитрий Пангин, заказчики и победители тендеров, являющиеся заемщиками на Penenza, ссылались на данное письмо, когда площадка просила подписать договор уступки права требования денег по контракту. "Для нас договор уступки права требования - принципиальный момент, потому что он снижает риски просрочки и дефолта для инвесторов,- отмечает он.- Ранее мы выигрывали отдельные иски по оспариванию этого письма и в итоге решили обратиться в Верховный суд для признания его недействующим". Письмо Минфина было издано в июле 2017 года. В нем указывается, что, в соответствии с законом "О контрактной системе в сфере госзакупок?" (44-ФЗ, касается закупок госучреждениями, в том числе больницами, школами и т. п.) и Бюджетным кодексом (БК), "личность поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту имеет существенное значение для государственного заказчика". При отсутствии согласия должника на уступку права требования по муниципальному контракту договор цессии противоречит нормам Гражданского кодекса (ГК), БК и является недействительной (ничтожной) сделкой. С июня 2018 года вступила в силу новая редакция ГК, которая закрепила законность уступки требований по денежному обязательству по заключенным на торгах договорам. Однако разъяснение Минфина продолжало использоваться госзаказчиками для обоснования требования о признании договора цессии недействительной сделкой и отказе в выплате средств новому кредитору. Юристы отмечают, что ВС сформировал позицию, что уступка прав требования по госконтрактам не нарушает законодательства и не требует согласия должника, еще в 2017 году. "Основное последствие оспаривания данного письма Минфина в судебном порядке - это отмена его положений прежде всего для лиц и органов, подчиняющихся ведомству напрямую,- отмечает гендиректор юридической компании "Основа" Александр Митус.- Решение также может быть дополнительным аргументом в аналогичных спорах с госзаказчиками". Впрочем, по его словам, решение ВС еще может быть оспорено в апелляционной коллегии ВС. В Минфине не ответили на запрос "Ъ" относительно позиции министерства по решению ВС и его обжалованию. Участники рынка полагают, что решение ВС может значительно расширить рынок госфакторинга. Эксперты оценивают общий объем госконтрактов (с учетом 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", касающегося госкорпораций и компаний с госучастием) в сумму примерно 35 трлн руб. "Вероятно, в течение двух ближайших лет переуступка прав составит около 20% от этого объема",- говорит инвестиционный стратег "БКС Премьер" Светлана Кордо. При этом, как отмечает эксперт, "объем рынка по 44-ФЗ в несколько раз меньше, чем по 223-ФЗ". Иными словами, он может быть оценен в несколько триллионов рублей в год. "Теперь мы можем более активно выдавать займы на госфакторинг, где мы планируем сформировать 1-1,5 млрд руб. портфеля",- говорит господин Пангин. "Решение ВС позволит запустить процесс выплаты финансирования по госконтрактам с минимальными рисками оспаривания сделок",- добавили в Райффайзенбанке. По мнению коммерческого директора факторинговой компании "Юнифактор" Михаила Леднева, решение открывает широкому кругу предприятий-исполнителей госзаказов доступ к финансированию как в виде краудфандинга, так и в виде факторинга. До сих пор, отмечает он, несмотря на формальное разрешение в законодательстве, действующее с 2018 года, факторинг госзаказов очень слабо развит, в основном как раз по причине того, что заказчики отказывались подписывать уведомления об уступке долга по факторинговому договору, в том числе ссылаясь на оспариваемое письмо.