| ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Наличное денежное обращение: современный этап и перспективы развитияГ. И. Лунтовский, Первый заместитель Председателя Банка России (Деньги и кредит. 2/2013. С. 3—8) Вопросы организации наличного денежного обращения сохраняют свою актуальность на протяжении многих лет. Динамичное развитие электронных средств платежа позволяет рассматривать их в качестве возможной альтернативы наличным деньгам. Тем не менее в России основным платежным инструментом остаются наличные деньги: доля наличных расчетов в общем объеме розничных платежей постепенно снижается, но остается довольно высокой – около 90%. В Российской Федерации, как и в большинстве зарубежных стран (Германия, Франция, Италия, Канада, Бразилия, США), наблюдается тенденция к увеличению количества наличных денег в обращении. За восемь лет (с 2005-го по 2012 г.) количество наличных денег в обращении с учетом остатков в кассах учреждений Банка России и кредитных организаций возросло более чем в 4,5 раза и на начало 2013 г. составило 7,7 трлн рублей. Доля наличных денег по агрегату М0 в денежной массе М2 снизилась с начала 2005 г. с 35,2 до 23,8% на 1 декабря 2012 года. Уровень достаточности наличных денег в экономике[1] Российской Федерации на начало 2012 г. составил 10,9%, что сопоставимо с такими развитыми странами, как Китай (11,8%), Италия (9,5%), Германия (8,9%), Франция (8,5%). В то же время уровень достаточности в России превышает соответствующий показатель в США (6,9%), Бразилии (3,9%) и Канаде (3,6%); однако этот показатель существенно ниже, чем в Японии (18,9%). Организация наличного денежного обращения – процесс трудоемкий, дорогостоящий и сопряжен с определенными рисками. Современные тенденции развития наличного денежного обращения в России практически такие же, как и в развитых странах: использование аутсорсинга в сфере обработки, транспортировки и хранения наличных денег, оптимизация денежных потоков с учетом их рециркуляции, централизация и автоматизация обработки наличности, модернизация ее хранения, поддержание чистоты наличного денежного обращения, противодействие фальшивомонетничеству. Отличительной чертой России является то, что все наличные деньги проходят через центральный банк. Банк России постепенно делегирует коммерческим структурам свои функции, связанные с обработкой наличных денег и их перераспределением в банковской системе. Так, например, кредитные организации наделены правом осуществлять кассовое обслуживание других кредитных организаций и их подразделений. В результате отдельные кредитные организации выбрали данный вид деятельности в качестве своей специализации. В 2009 г. Российскому объединению инкассации (РОСИНКАС) предоставлено право обработки проинкассированных наличных денег с их последующей сдачей в учреждения Банка России и кредитные организации для зачисления (перечисления) на банковские счета клиентов. В настоящее время в 22 регионах России подразделения инкассации Объединения «РОСИНКАС» осуществляют такую деятельность. Рассматривается возможность размещения части фондов Банка России в Объединении «РОСИНКАС», которое обладает достаточным потенциалом и технической базой для выполнения этой функции. Обсуждается возможность делегирования коммерческим организациям права хранения денежной наличности, принадлежащей Банку России, а также совершения ими операций с указанной денежной наличностью под контролем Банка России. Применение аутсорсинга позволило расширить инфраструктуру для осуществления кассового обслуживания клиентов и снизить долю участия Банка России в кассовом обслуживании кредитных организаций. Банк России продолжает работу по реформированию сети расчетно-кассовых центров, которая досталась Банку России от Госбанка СССР. Необходимость сокращения количества расчетно-кассовых центров обусловлена тем, что с развитием банковской системы существенно уменьшились объемы денежной наличности, обрабатываемые отдельными учреждениями Банка России. Оптимизация сети учреждений Банка России проводится в соответствии с Планом-графиком ликвидации расчетно-кассовых центров Банка России в 2011–2015 гг., одобренным Советом директоров Банка России. Мероприятия, проводимые в рамках оптимизации, включают в себя повышение производственных мощностей отдельных учреждений Банка России по приему, обработке и выдаче банкнот и монеты; закрытие тех расчетно-кассовых центров, затраты на содержание которых несопоставимы с их кассовыми оборотами; строительство новых современных объектов наличного денежного обращения. С 2004-го по 2012 г. количество расчетно-кассовых центров было сокращено в 2,2 раза и составило на начало 2013 г. 505 единиц. В дальнейшем тенденция сокращения расчетно-кассовых центров, обрабатывающих небольшие объемы денежной наличности, сохранится. Характерной особенностью нашей страны является наличие отдаленных, малозаселенных регионов с недостаточным уровнем обеспечения населения банковскими услугами, что учитывается при принятии решений о закрытии расчетно-кассовых центров. Кроме того, оцениваются такие факторы, как экономическая и социальная значимость территориального образования, транспортное сообщение, а также количество кредитных организаций и их подразделений. Банком России ведется строительство современных объектов наличного денежного обращения, работающих по полному циклу, включая уничтожение ветхих банкнот в регионах с большой концентрацией объемов обрабатываемой наличности: в Воронеже, Хабаровске. Осуществляется реализация проекта реконструкции ГРКЦ в Ростове-на-Дону, строительство здания Отделения ? 3 МГТУ Банка России. Выполняются проектные работы на строительство здания ГРКЦ в Новосибирске. Возведение новых объектов и реконструкция действующих предполагает переход к автоматизированной обработке и хранению денежной наличности, внедрение безлюдных технологий, улучшение качества труда кассовых работников. В учреждениях Банка России внедряются современные агрегатированные и аппаратно-программные комплексы на базе счетно-сортировальных машин высокой и средней производительности, имеющих функцию «on-line» уничтожения ветхих банкнот. В настоящее время уничтожение ветхих банкнот осуществляется в 20 учреждениях Банка России. В целях увеличения технологической производительности действующих агрегатированных комплексов осуществляется замена счетно-сортировальных машин (ССМ) на высокопроизводительные машины нового поколения BPS-M7-4SB-33, имеющие скорость обработки банкнот в 1,5 раза выше и обладающие функцией чтения серийных номеров обрабатываемых банкнот. В настоящее время новыми ССМ оснащены ГРКЦ 4 территориальных учреждений Банка России (Кассовый центр г. Санкт-Петербурга, главные управления Банка России по Орловской, Саратовской и Воронежской областям). До 2016 г. Банком России планируется провести работы по оснащению агрегатированными комплексами на базе ССМ BPS-M7-4SB-33 еще 8 территориальных учреждений Банка России. За счет замены выработавшей свой ресурс техники и внедрения нового поколения высокопроизводительных машин к началу 2016 г. планируется сократить количество единиц сортировального оборудования примерно в два раза относительно текущего уровня. Произошли значительные изменения в организации труда. Активно внедряется бригадная форма работы с разделением технологических операций по отдельным участкам, которая уже используется в 70% учреждений Банка России с высокими объемами поступлений. В результате скорость обработки банкнот увеличилась более чем в 2 раза. Эффективность операций по приему и выдаче наличных денег, по их обработке, хранению и перевозке напрямую зависит от объема депозита и степени автоматизации операций. Объекты наличного денежного обращения Банка России оснащаются автоматизированными транспортно-складскими комплексами с применением вакуумных подъемников-манипуляторов. В 2012 г. введена в эксплуатацию транспортно-складская система в ГРКЦ г. Воронежа, завершены работы по монтажу автоматизированного складского оборудования в ГРКЦ г. Ростова. Начаты работы по монтажу автоматизированного оборудования в ГРКЦ г. Хабаровска. Важным направлением работы Банка России является стандартизация наличного денежного обращения в области упаковки денежной наличности и логистики. В настоящее время проходит испытание укрупненная монетная упаковка. Увеличивается количество территориальных учреждений Банка России, применяющих кассетную технологию приема и обработки денежной наличности. Проводятся работы по внедрению идентификаторов упаковок на основе штрих-кодовой идентификации, что позволит отслеживать весь путь упаковки от момента ее формирования в кредитной организации или учреждении Банка России до момента уничтожения. Внедрение стандартизации необходимо для повышения уровня автоматизации операций, совершаемых с денежной наличностью, что, в свою очередь, способствует повышению производительности труда работников, производительности кассового оборудования и снижению количества ошибок, связанных с человеческим фактором. Значительные изменения произошли в перевозке денежной наличности. Банк России достиг соглашения с ФГУП «Гознак» о печати банкнот всех номиналов на обеих фабриках (в Москве и в Перми). До недавнего времени существовало разделение: в Москве печатались банкноты одних номиналов, а в Перми – других. С фабрик банкноты поступали в один из центров Банка России, а затем уже доставлялись до места назначения. Теперь деньги перевозятся напрямую в ГРКЦ, что позволило уменьшить расходы на транспортировку за счет сокращения количества звеньев в логистической схеме. Банк России располагает современной материально-технической базой. Так, например, у нас имеется один из лучших парков счетно-сортировальных машин, который для повышения надежности выявления поддельных денежных знаков оснащен датчиками контроля признаков высокой степени защиты. В учреждениях Банка России планируется внедрить технологию считывания серийных номеров банкнот. В первую очередь, это будут учреждения, которым предоставлено право уничтожения ветхих банкнот. Уже начался процесс оснащения их необходимой техникой. Возможность считывания серийных номеров банкнот позволит решать разные задачи, например, поможет отследить миграцию банкнот и определить срок их службы. Для усиления контроля за технологическими процессами обработки наличных денег и повышения уровня безопасности учреждения Банка России оснащаются цифровыми телевизионными системами наблюдения и регистрации. Проверка функциональных и технических характеристик оборудования, предлагаемого поставщиками для совершения операций с денежной наличностью, на соответствие требованиям Банка России осуществляется Сервисным центром Межрегионального хранилища (г. Санкт-Петербург) Центрального хранилища Банка России. В перспективе Банк России предполагает осуществлять мониторинг использования кредитными организациями рекомендуемого им оборудования. С целью поддержания чистоты наличного денежного обращения в 2012 г. начался переход к единым стандартам сортировки банкнот на годные и ветхие на различных моделях счетно-сортировальных машин. Банком России разработана 20-уровневая шкала сортировки, по которой осуществляется сортировка на двух типах ССМ (BPS 1040, Кобра 4004). При использовании новых стандартов сортировки на всех ССМ Банка России отсев ветхих банкнот в целом по стране сократится, по предварительной оценке, на 5–10%. Банк России, так же как и некоторые зарубежные национальные банки, сталкивается с проблемой избыточного количества в платежном обороте монеты низких номиналов. На каждого жителя нашей страны приходится по 51 монете номиналом 1 копейка, по 41 монете номиналом 5 копеек и по 153 монеты номиналом 10 копеек. При существующем уровне цен большая часть мелкой монеты не используется в розничных платежах. Возвратность монеты в кассы кредитных организаций довольно низкая. Основная причина этого заключается в том, что кредитные организации во избежание дополнительных затрат предпочитают получать монету в учреждениях Банка России, не занимаясь ее обработкой и хранением. Кроме того, проводимая кредитными организациями тарифная политика делает невыгодной сдачу монеты клиентами. Одним из путей решения данной проблемы может стать внедрение в нашей стране монетоприемных устройств с функцией зачисления денег на банковский счет клиента или с функцией обмена монет на банкноты. Такие устройства допустимо размещать не только в кредитных организациях, но и на территории крупных торговых и офисных центров. На данный момент в Ростове-на-Дону в одном из торговых центров Объединением «Росинк ас» установлен автомат для обмена мелких монет на банкноты, который пока работает в «пилотном» режиме. Кроме того, увеличение возвратности монеты в кассы кредитных организаций возможно при оптимизации их тарифной политики. Для минимизации риска появления поддельных денежных знаков в обращении Банк России проводит работу по защите денежных знаков от подделки. Начиная с 2005 г. наблюдался рост числа подделок банкнот Банка России крупных номиналов. Большая часть подделок приходилась на тысячерублевую банкноту. В связи с этим были разработаны банкноты с обновленным набором элементов защиты (модификация 2010 г.). В 2010 г. в оборот была введена банкнота номиналом 1000 рублей новой модификации, а в 2011 г. – номиналом 5000 и 500 рублей. В результате в 2008–2012 гг. общее количество поддельных денежных знаков Банка России снизилось в 1,5 раза и составило на начало 2013 г. 88 029 штук. Что касается поддельных банкнот номиналом 1000 рублей, то их количество за этот период сократилось в 2,4 раза. В связи с выпуском модифицированных банкнот Банком России была подготовлена и проведена информационная кампания, включающая следующие мероприятия: - создание и размещение в эфире региональных телеканалов видеофильмов о защитных признаках новых банкнот; - подготовка и направление в территориальные учреждения Банка России предназначенных для населения плакатов и буклетов с изображениями модифицированных банкнот; - размещение на официальном сайте Банка России в сети Интернет изображения плакатов и видеофильмов; - регулярное обновление информации на странице «Банкноты и монеты» официального сайта Банка России в сети Интернет. В настоящее время в России активно развиваются и внедряются электронные средства платежа, тем не менее мы заметно отстаем от зарубежных стран по уровню использования безналичной оплаты в розничной сфере. Прежде всего такая ситуация сложилась вследствие более позднего, чем в других странах, внедрения электронных средств платежа (с середины 90-х годов прошлого века), а также обусловлена некоторыми преимуществами наличных денег по сравнению с их электронными аналогами. Так, например, в ходе исследования, проведенного экспертами Европейского центрального банка[2], было установлено, что наличные платежи имеют самые низкие общественные издержки из расчета на одну трансакцию и обеспечивают самую высокую скорость расчетов. В настоящее время в России наблюдаются довольно высокие темпы прироста количества платежных карт и объема операций, совершаемых с их использованием на территории Российской Федерации, – в 2011 г. они составили 38,6 и 33,3% соответственно. При этом платежные карты используются населением в основном для снятия наличных денег (85,5% от общего объема совершаемых операций). Как известно, снятие наличных производится чаще всего через банкоматы, по количеству которых Россия на начало 2012 г. занимала лидирующие позиции в Европе – 1,3 банкомата на 1000 жителей (для сравнения: во Франции – 0,87 банкомата на 1000 жителей; в Италии – 0,76; в Германии – 0,71; в Швеции – 0,38). Что касается безналичной розничной оплаты, то главным препятствием на пути ее развития является отсутствие необходимой инфраструктуры. Далеко не во всех торгово-сервисных предприятиях платежные карты принимаются к оплате. На начало 2012 г. в России на 1000 жителей приходилось всего 3,7 POS-терминала, тогда как, например, во Франции данный показатель составлял 22 единицы. Негативное влияние на развитие безналичных средств платежа оказывает также рост количества и объемов мошеннических операций, совершаемых в данной сфере. Следует отметить, что значительная часть населения России имеет невысокие доходы (ниже среднего уровня) и осуществляет покупки в мелких розничных магазинах и на рынках, где наличные деньги являются единственным платежным средством. Кроме того, в российском обществе недостаточно высокий уровень финансовой грамотности. Не стоит забывать также и про психологический аспект: население привыкло рассчитываться наличными деньгами, и, чтобы переориентировать его на использование электронных средств платежа, необходимо и время, и немалые усилия. Банк России постоянно проводит работу по развитию безналичных розничных платежей и ограничению наличного денежного оборота. Совместно с министерствами и ведомствами Банк России актуализирует и совершенствует правовую и методологическую базу, регламентирующую применение электронных средств платежа. Тем самым оказывается содействие развитию институциональной и технологической инфраструктуры для осуществления безналичных расчетов. В настоящее время решается вопрос об ограничении наличных расчетов, совершаемых населением в торгово-сервисных предприятиях, суммой в 600 тыс. руб. Подобные ограничения введены в ряде зарубежных стран. Например, во Франции максимальная сумма платежа наличными, который может совершить физическое лицо-резидент, составляет 3000 евро, в Италии – 1000 евро, а в Болгарии – 15 тыс. левов (7650 евро). Обсуждается перспектива перевода заработной платы, пенсий, пособий на банковские карты в обязательном порядке. Уделяется также внимание изучению опыта других стран по развитию безналичных розничных платежей. Так, например, в Украине в 2011 г. торгово-сервисные предприятия обязали устанавливать POSтерминалы в количестве не менее 50% от числа кассовых аппаратов. Рынок безналичных розничных платежей продемонстрировал следующую динамику: в 2011 г. количество POS-терминалов увеличилось на 17,6%, доля безналичных платежей в общей сумме розничных платежей возросла с 6,5 до 8,1%, а доля безналичных платежей в общем количестве розничных трансакций – с 17,5 до 24,5%. Более быстрому развитию безналичных платежей, как выяснилось в ходе социологического исследования, препятствовали такие факторы, как сильная психологическая привязанность украинцев к наличным деньгам и низкий уровень доверия к продавцам в магазинах. Банк России считает, что в решении вопроса, касающегося развития безналичных платежей, необходимо придерживаться комплексного подхода. Целесообразно начинать не с введения запретов, а с создания условий, благоприятствующих расширению применения безналичных средств платежа, в том числе необходимо, чтобы торговые сети и организации, оказывающие услуги населению, были оснащены техникой для приема карт. В то же время перед тем, как ограничить наличные расчеты, следует оценить возможные последствия, проанализировать, не будет ли данная мера ущемлять права граждан на приобретение товаров и услуг. По нашему мнению, используя исключительно административные методы, желаемый результат достичь вряд ли удастся. Нужны также меры экономического стимулирования: население и другие участники рынка должны понимать, что, выбирая безналичные средства платежа, они получают конкретные преимущества. Кредитным организациям можно порекомендовать периодически проводить информационно-просветительские кампании, направленные на продвижение новых банковских продуктов. Это не только будет способствовать повышению финансовой грамотности населения, но и поможет улучшить имидж кредитных организаций. С ростом безналичного денежного оборота увеличится прозрачность финансовых потоков, проходящих через банковскую систему, что повлечет сокращение доли теневой экономики и повысит собираемость налогов. Очевидно, что в будущем роль электронных средств платежа будет возрастать, однако говорить о том, что в перспективе возможно полное замещение наличных денег электронными, пока все же преждевременно: они еще долго будут сосуществовать, дополняя друг друга. Реклама
|
|
|
|