Тест-сектор Новости для участников Итоги Чемпионата День Чемпионата О Чемпионате Все наши чемпионаты Большие Банковские Тесты Библиотека Рейтинг ВУЗов Календарь мероприятий Архив Чемпионатов
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

А.Н. Радищев о деньгах и денежном обращении

Воззрения Александра Николаевича Радищева (1749-1802) по вопросам теории денег и денежного обращения, не имевшие аналогов в современной ему западноевропейской экономической мысли XVIII века можно полагать большим вкладом в экономическую науку.

В понимании сущности и роли денег он превосходил многих современных ему экономистов. Радищев разделял точку зрения Аристотеля и А. Смита, что деньги устраняют неудобства меновой торговли, выступая в качестве орудия обращения, но не отказывался и от мнения, что деньги являются выразителем всякого богатства, всякого "стяжания". Он размышлял: "Великия в меновом торгу затруднения, побудили мыслить о знаках, всякое богатство и всякое имущество представляющих. Изобретены деньги. Злато и сребро яко драгоценнейшия по совершенству своему металлы, и до селе украшением служившие, преображены стали в знаки, всякое стяжание представляющие".[1] Свою позицию, что деньги олицетворяют богатство, являясь его абстрактным воплощением, он обосновывал следующим образом: "деньги надо рассматривать как знак, всё представляющий". Важным обстоятельством в рассмотрении Радищевым сущности денег было то, что золото и серебро он понимает как товар, из которого можно изготовить всевозможные ювелирные изделия. Но в определённых условиях этот материал, обладающий высокой ценностью, стал использоваться для изготовления монет, т.е. стал денежным металлом, весьма для этой цели подходящим. Радищев видел в деньгах особый товар, отличный от других товаров. Отличие денег от всех других товаров, по его мнению, состоит в том, что "...они всякой товар представляют и на них всякой товар менять можно...".

Установив способность денег выполнять различные роли в экономических отношениях, Радищев вплотную приблизился к пониманию их функций.

Указывая, что деньги играют роль всеобщего эквивалента, определив деньги, как "мерило всех вещей в торгу обращающихся" (функция меры ценности), он в то же время отмечал, что деньги — это "...посредство, приводящее всё в обращение..." (функция средства обращения). Следует подчеркнуть при этом, что он сумел обнаружить в деньгах единство меры ценности и средства обращения. Деньги, по его мнению, становятся символом и носителями богатства (функция средства накопления или образования сокровищ): "Мёртвые по себе сокровища, в природном их виде золото и серебро, стали носителями богатства",- писал он. Радищев выявил особенную роль денег при сделках с отсрочкой платежа, отличную от той, которую они выполняют при товарообменных операциях (функция средства платежа). Деньги стали всеобщим платёжным средством. Привлекает внимание и то, что он обращает внимание на новые черты, которые деньги приобретают, принимая участие в международной торговле (функция мировых денег). Он показывает, что для мировых денег не имеет значения "национальный мундир". Пользуясь понятием курса валют, он отмечает, что курс национальных валют зависит от весового содержания золота и серебра в монете, и поэтому нацио-нальные деньги надо сравнивать с другими только по их "истинному весу".

Одним из первых в мировой науке, Радищев установил зависимость количества денег, необходимых для обращения, от скорости их оборота. Он замечает, что если "каждый рубль пройдёт в год через трои рук, представит три разные вещи", то и денег потребуется втрое меньше. Это, по существу, был подход к пониманию закона количества денег, необходимых для обращения.

Наибольший вклад в развитие теории денег был сделан Радищевым при анализе бумажных денег. Впервые в истории мировой науки им было дано чёткое определение сущности бумажных денег как представителей золота и серебра и показаны их принципиальные отличия. Сопоставляя различные монетные формы денег, Радищев видел в золотой или серебряной монете "фундаментальную монету", в бумажных деньгах - "сократительную монету", в медных деньгах - "раздробительную монету". Сократительная и раздробительная монеты "суть марки". Он утверждал, что "все торговые исчисления и обороты долженствуют располагаться по цене серебра и золота".[2] Таким образом, бумажные деньги, не имея своей ценности, лишь являются представителями золота в обращении.

Говоря о ценности денег, Радищев отмечает, что золото и серебро есть "произведения земные, как и другие металлы, а драгоценнее потому, что их меньше ...и добывать их труднее", "цена" же бумажных денег есть та, которая "узаконена ...правительством, печатью своею обеспечивающее надёжность знаков, имущество представляющих".

Выпуск бумажных денег (ассигнаций) в России начался, как известно, с 1769 года в соответствии с Манифестом, подписанным Екатериной II. Первоначально, размер выпуска ассигнаций был определён в 1 млн. рублей, в соответствии с количеством обращавшихся серебряных и медных монет и свободно разменивался на них. Но в 1779 году эмиссия ассигнаций достигла 40 млн. рублей, а в 1786 году "монаршим словом" было заверено, что выпуск бумажных денег не превысит 100 млн. рублей. Наблюдая за происходящими процессами в бумажноденежном обращении России, Радищев сопоставил их с тем, что произошло во Франции в результате деятельности Джона Ло. Он обращает внимание на то, что чрезмерный выпуск бумажных денег - это "мнимое богатство". Просуществовав "одно мгновение, оно повергло часть государства французского в нищету". Так и в России, "первые ассигнации были представлением ходячей монеты, а нынешния излишни",[3] - указывал он. Несмотря на то, что бумажные деньги являются лишь знаками ценности, Радищев отмечает их несомненное преимущество в качестве средства обращения. "Бумажные деньги превосходят в массовом количестве медные, серебряные и золотые монеты; они сделались настоящими знаками, представляющими ценность, а металлы сделались товаром, потому что они более редки".

Указывая на зависимость бумажных денег от "фундаментальной монеты", Радищев первым из экономистов попытался вскрыть специфические законы бумажно-денежного обращения, связав обращение ассигнаций с объёмом товарного обращения.

Выпуск бумажных денег в количестве, превышающем потребности товарного обращения в России, действительно привёл к уменьшению количества золота и серебра в обращении. За 30 лет царствования Екатерины II актив торгового баланса составлял около 4 млн. руб. в год, всего получено, по исчислению Радищева, 120 млн. руб. серебром. "И всё сие серебро в 2 или 3 года из обращения истребилося. Эпоха уменьшению серебреных денег есть начало войны со Шведами. Неужели каждой год война стоила 40 млн.? Может быть: ибо умножением денег цена на все умножалася".

Усиленный выпуск бумажных денег для покрытия военных расходов «произвёл дороговизну» и «потрясения» в хозяйстве. Радищев обращает внимание на то, что выпуск бумажных денег "не для истинного пособия земледелию и рукоделиям", а для увеличения доходов правительства приведёт к тому, что "скроются металлы драгоценные". Он резко осуждал Екатерину II за излишний выпуск бумажных денег для "казённой прибыли", для покрытия государственных расходов.

 

Губительное воздействие инфляции на народное хозяйство прослеживалось Радищевым по нескольким направлениям: "Прилив денег бумажных -зло; поток плотины разорвавшейся покроет всё торговое обращение; земледелие и рукоделие будет томиться, и число монеты бумажной возрастёт до того, что цена её будет меньше, нежели лист бумаги на неё употребляемой. Тогда настанет час гибели, час нежданного банкротства, и тот, кто сегодня считал капитал свой миллионами, тот будет нищ".

Радищев правильно описывает механизм инфляции и показывает её последствия. Картина, представленная им, ещё поверхностная, но и опыта мало: в Европе чрезмерная эмиссия бумажных денег кратковременно наблюдалась лишь во Франции, (как следствие деятельности Джона Ло), и в США, (во время войны за независимость). О выпуске ассигнатов в период Великой Французской революции и об их обесценении Радищев мог не знать, находясь в это время в ссылке в Илимском остроге.

Необходимо отметить, что Адам Смит, указывавший на выпуск бумажных денег, не рассматривал принципиальные различия в функционировании золотых и бумажных денег, обращая внимание лишь на удобство для населения пользования бумажными деньгами. Другие европейские экономисты в конце XVIII века о значении и особенностях бумажных денег не говорили ничего.

Рассуждения Радищева представляли по существу приближение к разработке теории денег. Можно сказать, что это был первый в истории мировой экономической науки достаточно глубокий и всесторонний анализ денег и денежного обращения.

  • [1] Радищев А. И. Поли. Собр. Соч. T. 1. - М. 1907. С. 366. 2 Радищев A. H. Поли. Собр. Соч. Т. 3. - М., 1952. С. 159, 230. 3 Радищев А. Н. Поли. Собр. Соч. Т. 3. - М„ 1952. С. 158, 159. 4 Радищев А. И. Поли. Собр. Соч. Т. I. - М., 1907. С. 366.
  • [2] Радищев А. Н. Поли. Собр. Соч. Т. И. - М„ 1907. С. 68-69. 2 Радищев А. Н. Поли. Собр. Соч. Т. II. - М., 1907. С. 67. 3 Радищев А. Н. Поли. Собр. Соч. Т. II. - М., 1907. С. 68.
  • [3] Радищев А. Н. Поли. Собр. Соч. T. I. - М., 1907. С. 123. Поли. Собр. Соч. Т. 3. - М., 1952. С. 113. 2 Архив Ленинградского отделения Института истории A.H. СССР. Рукопись Радищева «Торговля». Собрание Воронцова, ? 398. Л. 141. Цит. по: История русской экономической мысли. T.I. Часть первая. М., 1955. С. 680. 3 Радищев A. H. Поли. Собр. Соч. Т. II. - М., 1907. С. 96. 4 Радищев A. H. Поли. Собр. Соч. Т. 3. - M., 1952. С. 159. 5 Радищев А. И. Там же.

Рогачевская, Майя Антоновна. Деньги: их происхождение и эволюция/  - Новосибирск : СибГУТИ, 2007. - 253 с.


Реклама