| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Н.Г. Чернышевский о деньгахРазделяя в известной степени взгляды Смита и Рикардо, Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) видел в деньгах не только технический инструмент, облегчающий товарообмен. Он рассматривал деньги с позиции их общественной значимости. Существенное отличие денег от других товаров Чернышевский видел в том, что «деньги служат всеобщей покупательной силой, дают возможность удовлетворения не одной какой-нибудь потребности, как даёт продукт, прямо служащий для потребления, а общую возможность удовлетворения всяким вообще наклонностям и желаниям»."’1 Здесь Чернышевский подошёл к пониманию одной из важных сторон, различающих товар и деньги: он отличает деньги как всеобщую потребительную ценность от товаров как особенных потребительных ценностей. Чернышевский прямо указывал на то, что Смит, Рикардо, Дж.С. Милль и другие экономисты упустили из виду вопрос о влиянии денег на общественно-производственные отношения людей. Противопоставляя натуральное и товарно-денежное хозяйство, он подчеркнул значение денег в рыночном хозяйстве как важного фактора имущественной дифференциации в обществе, выступающего в качестве орудия эксплуатации человека человеком. «Таким образом, - писал он, - сравнительно с системой быта, основанной прямо на потребляемых продуктах, денежная система более благоприятствует сосредоточению богатства в руках отдельного человека, способствует росту неравенства имуществ; даёт богатому более власти над другими людьми, ...наконец, в быте, основанном на деньгах, является экономическая возможность совершенно праздного наслаждения, что невозможно без очевидного нарушения всех экономических понятий в быте, основанном не на деньгах».[1] «Обмен так и должен вестись, как ведётся, посредством денег или какой-нибудь другой общей меры ценностей, равносильной деньгам, - писал Чернышевский, - ...Восставать против них значит то же самое, что вооружаться против носовых платков, которые сами по себе тоже вещь превосходная и необходимая в порядочном обществе для дела, к которому предназначена, и не требуется, когда исчезает в том надобность... Точно так же мы полагаем, что и важность денег в экономической жизни уменьшится, когда главную массу своих продуктов будет употреблять сам производитель, и главную массу потребляемых каждым человеком продуктов будет составлять продукт его собственного труда, а в обмен будет идти лишь довольно незначительная часть всей производимой массы продуктов,- словом сказать, когда возникнет быт, при котором порядочно будет исполняться принцип экономической теории: «Работай каждый больше всего на себя и для себя самого». Исторически преходящий характер денег показывается учёным достаточно убедительно. В его высказывании слышится отзвук мысли Роберта Оуэна о возможности и необходимости постепенного отказа от денег. Во всяком случае, он был убеждён в преодолении власти денег над людьми, подчинения помыслов людей золотому (денежному) тельцу. Отмечая заслуги Чернышевского в теории денег, нельзя замалчивать и слабые стороны его взглядов. В некоторых вопросах он стоял на ошибочных позициях. Так, возникновение денег и их необходимость Чернышевский, подобно классикам политической экономии, объяснял трудностями непосредственного обмена товаров, а в вопросе о ценности денег он разделял количественную теорию денег Рикардо. Нельзя согласиться и с его предположением, что при социализме деньгам будет отведена скромная роль посредника в обмене излишками продуктов между отдельными общинами. Видно, что Чернышевский недостаточно ясно представлял себе неизбежность дальнейшего углубления разделения труда и возрастания роли денег как всеобщего эквивалента. Тогда как в пределах одной общины деньги могут оказаться излишними при организации общественного производства и распределения. Среди многообразных проблем теории денег Чернышевский уделял значительное внимание бумажно-денежному обращению. Он анализировал причины расстройства денежного обращения в России, привлекал внимание правительства к проблемам инфляции и раскрывал негативное влияние избыточной эмиссии бумажных денег на состояние экономики.
В условиях цензуры он только в скрытой форме мог выразить мысль, что чрезмерный выпуск бумажных денег используется для финансирования войн и покрытия других непроизводительных расходов. Говоря о социальных последствиях инфляции - разорении народа, расстройстве промышленности, упадке торговли, потрясении кредита и т. д., Чернышевский писал: «Бумажные деньги бывают не причиной этих бедствий, - нет, они бывают сами вместе с этими бедствиями только результатом основного зла их обыкновенно порождающего; только симптомом болезни, корень которой кроется не в них, а гораздо глубже. Смысл предостережений против громадного выпуска бумажных денег, в сущности, таков: берегитесь войны и расточительности».[2] Чернышевский отрицал возможность существования устойчивого бумажно-денежного обращения, считая единственной гарантией против обесценения бумажных денег их размен на металл. Но если по вопросу об устойчивости бумажных денег учёный разделял взгляды Рикардо и Милля, являвшихся противниками системы неразменных бумажных денег, то к вопросу о полезности или вредности бумажноденежной эмиссии он подходил с принципиально иной точки зрения. Выпуск бумажных денег, по его мнению, нужно расценивать исходя из того, с какой целью он производится. Осуждая эмиссию бумажных денег буржуазным и крепостническим государством для финансирования военных и других непроизводительных расходов, Чернышевский считал допустимой и полезной эмиссию их для социалистического преобразования общества. «На всякое дело, - указывал он, - нужны деньги; на такое большое дело как изменение экономического быта в пользу работников и в невыгоду капиталистам, нужно очень много денег. Разумеется, раз начавшись, дело будет развиваться собственными средствами, — но чтобы завести его, чтобы дать ему возможность начаться, все-таки нужно очень много денег».[3] Откуда же могут явиться эти деньги? Рассчитывать на финансовую помощь со стороны господствующих классов, в данном случае никак не приходится, резонно замечал Чернышевский. Получить необходимые средства при помощи налогов и займов, он считал, также не удастся, ибо это возможно лишь при устойчивом положении дел, а не в период политического кризиса. При этих условиях государство волей-неволей вынуждено будет прибегнуть к такому чрезвычайному средству, как бумажно-денежная эмиссия. «Обыкновенного займа сделать нельзя по исчезновению кредита, - остается сделать прикрытый заём в форме выпуска бумажных денег. Эта форма самая неудобная, - тут и спора нет, - но что ж делать, когда она одна возможна для совершения дела, которое дороже всего? Не следует жалеть ничего для улучшения судьбы народов: "salus populi lex suprema esto" (т.е. благо народа должно быть наивысшим законом)». Нужно подчеркнуть, что Чернышевский отнюдь не считал эмиссию бумажных денег нормальным средством финансирования социалистических преобразований. Он предполагал, что социалистическое хозяйство в дальнейшем сумеет найти внутренние источники для удовлетворения своих финансовых нужд, и что бумажно-денежная эмиссия явится только временной и переходной мерой, вызванной исключительными обстоятельствами.
Рогачевская, Майя Антоновна. Деньги: их происхождение и эволюция/ - Новосибирск : СибГУТИ, 2007. - 253 с. Реклама
|
|
|
|