Тест-сектор Итоги тестирования О тестировании Банк-администратор Партнеры сертификации Вебинар - итоги Архив мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

03.06.2025

Эксперты: универсальный QR-код позволит банкам развивать новые инструменты оплаты

   Российский платежный рынок продолжает развиваться, предлагая пользователям удобные и технологичные решения. Одним из нововведений последнего времени стал универсальный QR-код от Национальной системы платежных карт (НСПК), который выступает равноудаленным инфраструктурным решением для всего рынка и увеличит доступность и "ассортимент" безналичных платежей, считают опрошенные ТАСС эксперты и участники рынка.

Универсальное решение

   22 мая 2025 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о внедрении универсального кода при безналичной оплате гражданами товаров, работ и услуг. На сегодня универсальный QR код на базе решения НСПК работает во всей платежной сети СБП. Более 200 банков и около 6 млн торговых точек, подключенных к СБП, могут использовать единый QR-код для оплаты.
   По данным экспертов, среди преимуществ универсального QR-кода - удобство клиентского пути. Для оплаты покупок достаточно только его и камеры смартфона. Помимо этого, в одном QR-коде доступны различные способы платежа, сохраняются все привилегии от банков и СБП. Привычные кешбэки, которые предназначены по выбранной программе лояльности, продолжат поступать.
   По словам аналитика финпроекта Bitkogan Валерия Полунина, QR-код должен быть адаптируемым под различные сценарии использования: быть универсальным и легко читаемым - но главное, он должен быть понятен и безопасен. "В условиях роста числа мошенничеств важно, чтобы пользователь всегда знал, кому и за что он платит. QR - не просто картинка, а, своего рода, интерфейс доверия", - отметил он.
   Таким решением, по словам председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, станет единый QR-код. "Мы рассмотрели на комитете разные предложения по поводу использования QR-кодов для платежей и пришли к выводу о том, что универсальный QR-код как общее инфраструктурное решение поможет развитию всего платежного рынка и принесет выгоды всем его участникам", - отметил он.
   Депутат также подчеркнул, что прежде всего, исходили из интересов граждан и бизнеса. Покупатели получают возможность удобной и быстрой оплаты через смартфон, при этом не нужно выбирать из нескольких кодов и проверять, какое приложение лучше использовать.
   "Единый QR-код будет выгоден банковской отрасли, в первую очередь небольшим кредитным организациям, которые получат доступ к единой платежной инфраструктуре наравне со всеми. Единый код не будет ущемлять интересы ведущих банков, поскольку позволит покупателям самостоятельно выбрать банк для оплаты и способ платежа, а в дальнейшем и опцию оплаты цифровыми рублями", - заключил Аксаков.

Опыт банков

   Российские банки, опрошенные ТАСС, уже активно используют универсальный платежный QR-код и отмечают его удобство для клиентов, так как множественность QR-кодов на рынке сейчас вызывает определенные сложности у покупателей и у организаций, принимающих платежи, а отсутствие универсального клиентского пути может привести к отказам от оплат и потере клиентов.
   "Газпромбанк уже внедрил технологию универсального QR-кода и предлагает клиентам оплачивать покупки данным способом. Для банка данная доработка не была сложной, т.к. универсальный QR-код функционирует на базе протоколов, которые банк поддерживает с самого начала появления СБП на рынке. Внедрение универсального QR-кода обеспечит рост конкуренции на платежном рынке благодаря равноудаленности инфраструктуры для всех участников", - указывает начальник Центра структурирования корпоративных платежных инструментов и технологий Газпромбанка Антон Власкин.
   В МТС Банке отметили, что такие платежи обеспечивают возможность совершить транзакцию там, где другим способом ее сделать было бы невозможно или ее обработка стоила бы для торгового предприятия значительно дороже, или сам процесс оплаты был бы сложнее для клиента. "Также повышается безопасность проведения операций в интернет-магазинах, поскольку не требуется ввод реквизитов карты", - указывает бизнес-лидер стрима "Платежи и переводы" МТС Банка Вячеслав Юдайчев.
   По данным ВТБ, в первом квартале этого года количество платежей по QR от клиентов ВТБ увеличилось вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. В пресс-службе Совкомбанка также отметили, что за первые четыре месяца 2025 года количество платежей по QR удвоилось как в количественном, так и в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.
   Участники рынка ожидают, что благодаря повышению удобства технологии доля оплат по QR-кодам будет расти. Кроме того, для организаций и банков появляется возможность развивать собственные методы оплаты и конкурировать на уровне предложений для клиентов. "Мы ожидаем, чтобы как можно скорее в универсальном коде появились многочисленные методы платежа, от которых будут выигрывать как "физики", так и предприниматели. Речь идет о различных пей-инструменах: т-пей, озон пей, яндекс пей, бнпл, карты рассрочки и др. Также, в перспективе у граждан будет возможность использовать данный QR-код для оплаты покупок цифровыми рублями", - отметили в банке "Точка".

Развитие платежных технологий

   У НСПК имеется опыт развития продуктов для финансового рынка - Система быстрых платежей (СБП), использующийся как инструмент для перевода денежных средств по номеру телефона и способ оплаты. По итогам 2024 года россияне совершили 3,7 млрд платежей через СБП за год, а с 1 мая 2024 года россиянам стали доступны переводы без комиссии между своими счетами в разных банках (Ме2Ме-перевод) до 30 млн руб.
   "Что касается развития Системы быстрых платежей, Россия здесь движется в логике глобального тренда: Pix в Бразилии, Swish в Швеции, FedNow в США - такие системы становятся новой нормой. <?> Почему НСПК инвестирует в улучшение пользовательского опыта? Потому что удобство и скорость - новые валюты на финрынке", - заключает Полунин.
   В то же время директор продукта Method в финтех-компании Paygine Артем Журавлев отмечает производящиеся при работе с продуктом улучшения, в первую очередь отталкиваясь от потребности пользователя. "Наглядным примером является то, что в один момент НСПК сделал промежуточную страницу с выбором банков, для того чтобы пользователь мог выбрать нужный ему банк, когда в телефоне установлено несколько мобильных приложений", - подчеркнул Журавлев.

Источник: ТАСС https://tass.ru/ekonomika/24084749


Реклама