| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Иван Тихонович ПосошковАвтор: Бестужева Анастасия Дмитриевна Научный руководитель: Казанцев Вячеслав Валерьевич, доцент г.Киров, 2020 Аннотация: Доклад посвящен вкладу в развитие отечественной экономической науки Ивана Тихоновича Посошкова, первого русского экономиста-теоретика, публициста, мыслителя, изобретателя и предпринимателя. Основное сочинение — социально-экономический трактат «Книга о скудости и богатстве». Сторонник экономических и военных преобразований Петра I. Придерживался меркантилистских взглядов. Выступал за развитие промышленности и торговли, реформу налоговой системы и денежного обращения, рациональное использование природных ресурсов, увеличение исследований месторождений полезных ископаемых. Репрессирован в 1725 г., а в 1726 г. умер в Петропавловской тюрьме. 1.Введение в научную биографию И.Т.ПосошковаИван Тихонович Посошков родился в 1652 году, в селе Покровское-Рубцово, в семье ремесленника-ювелира. Он самостоятельно обучался различным ремеслам: иконописи, черчению, гравированию, столярному и оружейному делу, винокурению, освоил грамоту. В 1692 году он переехал в Москву [1]. Свою карьеру Иван Тихонович начал с должности денежного мастера, и уже в 1697 г. он обратился к Петру с предложением ввести новую модель огнестрельного оружия, что говорит о его знаниях в оружейном деле. Об этом говорилось в «Записке о ратном поведении». Позже Посошков увлекся «купеческим делом» и с братом решил открыл винокуренный завод, затем лично «сыскал самородную серу» и просил о помощи в создании предприятия по серокурению. В 1704 г. он открыл фабрику игральных карт, затем некоторое время промышлял на «водочном сидении» у Каменного моста на Москве, а в 1710 г. получил подобное «сидение» в Новгороде, где в 1711 г. построил еще и аптеку. Примерно тогда же Иван Тихонович суетится с постройкой полотняной фабрики [2]. Уже в то время Посошков состоял в переписке с различными влиятельными лицами и высказывал предложения по многим аспектам экономической, юридической, политической и культурной жизни государства. В этих письмах он называл себя купцом. В связи со своей разносторонней деятельностью Посошков много путешествовал по стране, довольно хорошо изучил современные порядки и серьезно задумывался над проектами улучшения экономического положения страны и политического устройства в государстве. Он начал сочинять обширные, объёмные записки, проекты, которые адресовал либо лично Петру I, либо его окружению. Одной из таких записок была: "Доношение об исправлении всех неисправ" [3]. Экономическая мысль Ивана Посошкова противоречит как российской действительности того времени, так и принципам, на которых основывались реформы Петра I. Принципиальная идея для Посошкова состояла в том, что государственное благосостояние определяется не количеством собираемых налогов, а доходами граждан. Данная идея была прямо противоположна по смыслу тому, что делал сам Петр – он создавал сильное государство и заботился о государственной казне, а не о благосостоянии подданных [4]. Внедряя управленческие схемы, заимствованные в Европе, Петр I не старался формировать объединения свободных предпринимателей по европейскому образцу. Созданные им органы городского самоуправления были инструментами выбивания из горожан налогов. Такие петровские реформы не вели ни к какой экономической свободе, не говоря уже о личной. Посошков же пытался придумать единые для всей страны правила, в рамках которых могла бы благополучно развиваться экономика. Здесь он был куда большим европейцем, нежели царь. При этом все свои разногласия с Петром I он не замечал, или же сознательно утаивал. В его сочинениях практически не встречаются «новомодные словечки». К примеру, любимые Петром "коллегии" не упоминаются ни разу. Посошков описывает Россию, не замечая того, что уже начался петербургский период ее истории. Это дает возможность воздержаться от критики петровских преобразований и прямой полемики с императором [5]. Точно так же Иван Посошков будто бы не замечает, до какой степени петровские преобразования противоречат старомосковскому идеалу, ценность которого не вызывала у него сомнений. Он был уверен, что, быт средневековой Руси нужно хранить и защищать. Резко критикуя "вечеринки с богомерзкими танцами" и моду "нечестивых иноверцев", Иван Тихонович будто бы забывает, что это любимые детища Петра I, ведь царь не только сам участвовал в подобных забавах, но и заставлял приближенных участвовать в них. И все же балансируя на грани дозволенного, Посошков умудрялся не оступиться и не сделать последнего, рокового шага. Сражаясь в своем "Отеческом завещании" с входящими в моду париками, он объявляет их головным убором и требует, чтобы мужчины в храме снимали их. А из мемуаров известно, что Петр I поступал именно так: при входе в храм снимал парик [6]. Записки Ивана Посошкова схожи с речью опытного переговорщика, который стремится выдать собственные мысли за мысли Петра I. И в каком-то смысле ему это удалось. Царским советником он не стал, но и в тюрьму не сел. Для писателя того времени, который заваливал Петра текстами такого рода, это необычайная удача. Хотя известно, что через полгода после смерти Петра I, Посошков все-таки был заключен в Петропавловскую крепость, где 1 февраля 1726 г. он скончался. Скорее всего, арестован он был из-за "Книги о скудости и богатстве", в которой поднимались высказывания за ограничение дворянского землевладения [7]. 2.Научный вклад И. Т. Посошкова в российскую экономическую наукуИван Тихонович Посошков стал известным экономистом благодаря написанного им в 1724 г. социально-экономического трактата – "Книге о скудости и богатстве", которую опубликовали только в 1842 году. Она представляла собой энциклопедическое сочинение об экономике, политике, праве, религии и военном деле. Сразу же после публикации книга вызвала большой резонанс в обществе. Сочинение Посошкова представляет собой первоклассный источник в мировой русской истории [8]. "Книга о скудости и богатстве" представляет собой личное обращение к царю Петру I с целью объяснить, откуда берутся скудость и богатства и предложить методы по увеличению богатства. Она не имеет узко экономического характера. Это целая программа переустройства русского государства, включающая такие мероприятия, которые не получили осуществления и до сегодняшнего времени. Как меркантилист, он выступал не только с системой теоретических взглядов, но и с системой практических рекомендаций, прогрессивных преобразований, подъема и возрождения производства, улучшения управления в России. В отличие от западноевропейских меркантилистов, он не сравнивал богатство с деньгами. Богатство государства Посошков видел в создании таких условий в стране, при которых путем обогащения всего народа будет обеспечен непрерывный рост государственных доходов. В состоятельности всего народа страны он видел могущество государства. По его мнению, повышение благосостояния всего народа, а не обогащение господствующих классов, создает прочную экономическую основу государства. Он говорил: «В коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем царстве будут люди убоги, то и царству тому не можно слыть богатому». По его словам, при богатом народе «царские сокровища с излишеством наполняются», а в случае надобности всегда можно легко будет взять «прибавочный побор» [9]. Посошков различал богатство вещественное и невещественное. Под вещественным он подразумевал богатство государственной казны, а также богатство народа, что на современном языке означает валовый внутренний продукт (ВВП). Источником вещественного богатства он считал труд людей, занятых как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Иван Тихонович заявляет: «никто не имеет права жить без работы и даром есть хлеб». Всякий человек должен трудом производить нужные для своего существования блага и давать «прибыток». Он находил связь между ростом вещественного богатства и уровнем производительности труда. При этом он считал, что свободный труд является более производительным, чем подневольный труд на помещика. В качестве обязательного принципа он выдвигал требование не только трудиться всем, но и трудиться с «избытком», то есть каждый должен производить еще и прибавочный продукт. Под невещественным богатством Посошков понимал «истинную правду»– это законы, правовые условия, продуктивное, результативное управление страной – то есть «правила игры», те ценности, которые сегодня мы называем «институтами», способствующими здоровому функционированию рыночной экономики и общества. При составлении нового уложения он предлагает использовать лучшее, что имеется в западноевропейских законах и даже в «турецком судебнике». Ученый слышал, что в нем многое изложено «ясно и праведно паче немецкого правления» [10]. По мнению ученого, полезнее заботиться об увеличении материальных благ, чем об увеличении количества денег и обогащении казны. Источником богатства он называл производительный труд, а причинами скудости – отсталость сельского хозяйства, недостаточное развитие промышленности, неудовлетворительное состояние торговли. Для уничтожения скудости и достижения богатства Посошков предлагал два условия: первое, уничтожить праздность и заставить всех людей прилежно и производительно работать; а второе– решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию. В своих высказываниях о богатстве народа Иван Тихонович требует избавить экономику страны от бесчисленных налогов, потому что считал, что для этого необходима реформа налоговой системы по сокращению и упорядочению налогов. Он был противником множественности налогов: по его мнению, следует установить единый «государственный сбор, то есть десятинный», а также установить единую пошлину с товара [11]. Прежде всего, И. Т. Посошков отмечал необходимость развития отечественной промышленности, разнообразное развитие которой и в наше время является актуальной проблемой для России. В числе мер, направленных на её развитие, он рассматривал внедрение приоритетных отраслей крупной промышленности, как одно их важных средств сохранения и приумножения денег в стране, а также рациональное использование природных ресурсов, увеличение исследований месторождений полезных ископаемых. Он предлагал увеличить на их базе строительство новых заводов за счет расширения государственного субсидирования и даже предлагал строить заводы за государственный счёт и затем передавать их в частные руки. Развитие отечественной промышленности он считал нужным для удовлетворения как внутреннего спроса, так и для вывоза товаров за границу (экспорт). Кроме того, он считал, что развитие крупной промышленности будет способствовать росту сбережений в стране [12]. Являясь идеологом купечества, Посошков особое внимание в своем сочинении отводил вопросам внутренней и внешней торговли. Он писал: «Торг – великое дело! Купечеством всякое царство богатица, а без купечества никакое и малое государство быть не может». В стремлении сделать купечество монополистом в торговле он предлагал запретить крестьянам и дворянам заниматься торговлей и высказался за «установленную цену», которая регулировалась сверху системой надзора и контроля. Посошков внимательно относился к внешней торговле, организация которой должна была защитить русское купечество от иностранной конкуренции и способствовать увеличению денег в стране, считал необходимым ввозить только то, что не производится в России (импорт). Ограничение ввоза предметов роскоши должно было сохранить деньги в стране. Он предлагал перестать вывозить промышленное сырьё из страны, а вывозить за границу только готовые изделия. Ярким примером в этом отношении является его проект борьбы против хищнического отношения населения к естественным богатствам. С точки зрения современного подхода, он боролся за сохранение экологии: выступал против истребления лесов, рыбы до нереста, сбора незрелых орехов, грибов и ягод и других подобных мер, которые наносили вред в первую очередь природе и обществу. Посошков обоснованно доказывал, что правильные принципы использования природных богатств способствуют их умножению, а вредные– наносят невосполнимый ущерб [17]. В отношении внутренней торговли Посошков предлагал установить одинаковые цены на товары. «Установленная цена» должна была определяться государством или «купеческим правлением», а соблюдение торговли по «установленным ценам» обеспечиваться строгой системой надзора за торговлей. Посошков ясно понимал зависимость между ростом богатства и производительностью труда. Труд должен, давать "прибыток". В вопросах о деньгах, Посошков был сторонником номинализма, он основывал покупательную способность денег на юридическом акте. Важны не вес и чистота металла в монете, а ее название, номинал, которое присвоено государством. Посошков призывал из дешевой меди чеканить дорогие деньги, что с одной стороны даст казне доход, а с другой– предоставит стране значительное количество денег для развивающейся торговли. Он побуждал делать легкие деньги из меди, серебро беречь, а золотые монеты выпускать в целях поддержания престижа государства за рубежом. Как и все другие идеи Посошкова, его денежная теория преследует исключительно практические цели. Ученый предлагал сделать медные деньги не мелочью при серебряных и золотых монетах, а именно основой денежного обращения. Его деньги были чем-то вроде нынешних бумажных денег [16]. Иван Посошков осознает, что основным источником благосостояния страны является земля, и при этом он понимает, что для реализации целей национального развития необходимо обилие денег. Для решения данной задачи он предлагал отменить подушную подать и укрепить финансы путем введения всеобщего поземельного налога. Однако государственная политика, удовлетворяющая лишь фискальным целям, не может служить основанием разумной государственной политики. По его мнению, только на основе развития сельского хозяйства и промышленности может быть процветание государства. Другими словами, впервые была высказана мысль о том, что забота правительства должна быть направлена на развитие национальных производительных сил. По мнению ученого, в России много нетронутых естественных богатств. Посошков говорил: «когда у нас разовьется самостоятельное производство предметов насущной необходимости, иностранцы будут к нам ласковее, прежнюю свою гордость всю отложат и за нами станут гоняться». Способы поощрения отечественной промышленности по Посошкову – это тарифы, развитие мануфактур, организация складочных торговых мест, обеспечение грамотности народа, привлечение иностранных мастеров для обучения русских и другие подобные меры [18]. 3.Актуальность взглядов И. Т. Посошкова в современных условиях.Поднятые Иваном Посошковым экономические, правовые, социальные проблемы актуальны для России и в настоящее время. Экономическую программу Иван Тихонович разработал самостоятельно, основываясь на глубоком понимании состояния России и преобразовательной деятельности Петра I. В пределах той эпохи им были не только правильно поняты основные задачи России, но и найдены пути их решения. Несмотря на то, что схожие мысли ранее сообщались меркантилистами других стран, это ни в коем случае не принижает заслуг Посошкова. Дело тут не в знании трудов западных экономистов того времени, а в том, что подробно была разработана идея, лежавшая на поверхности. Простая истина в том, что обязательно нужно развивать отечественную промышленность, вывозить не сырье, а готовый промышленный продукт. Это утверждалось и доказывалось Посошковым не абстрактно, а применительно к России и к ее условиям [17]. Заслуга Ивана Тихоновича состоит в том, что он внес большой вклад в дело экономического развития России, правильно понял основные задачи ее развития и боролся за их осуществление. Все сделанное им с полным обоснованием позволяет называть его «первым русским экономистом». Его Труды вошли в историю русской культуры, в историю русской экономической, политической, и философской литературы. Сведения о них и о личности автора перешли в западноевропейскую научную литературу, тем самым он занял почетное место в истории мировой экономики. Обзор идей нашего великого соотечественника, глубоко верящего в будущее своего народа и в процветание России, хочется закончить его же словами: «Без сомнения могу сказать, что вся наша великая Россия обновится как в духовности, так и в гражданственности» [20]. Библиография
Реклама
|
![]()
|
|