| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Местные бюджеты как инструмент управления государственными финансами и финансовой грамотностью населенияLOCAL BUDGETS AS A TOOL FOR GOVERNING PUBLIC FINANCE AND FINANCIAL LITERACY OF THE POPULATIONАвтор: Будник Евгений Дмитриевич, экономический факультет, кафедра "Финансы и бухгалтерский учет", 3 курс, Межгосударственное образовательное учреждение высшего образования "Белорусско-Российский университет" Научный руководитель: Александрёнок Мария Станиславовна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой "Финансы и бухгалтерский учет" Аннотация: В статье рассмотрены вопросы состояния и направления развития местных бюджетов в Беларуси в контексте повышения финансовой грамотности населения. Ключевые слова: бюджетная система, местный бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета, собственный доходы, межбюджетные трансферты, бюджет гражданского участия, финансовая грамотность. E. Budnik, 3 course, specialist Abstract: The paper discusses the state and direction of development of local budgets in Belarus in the context of increasing the financial literacy of the population. Keywords: budget system, local budget, budget revenues, budget expenditures, own revenues, interbudgetary transfers, civic participation budget, financial literacy. Бюджетная система Республики Беларусь, как унитарного государства, включает два вида бюджетов: республиканский (центральный) и местные бюджеты, формирующиеся на трех уровнях: 1) областные бюджеты (6) и бюджет г. Минска; 2) районные (118) и городские (городов областного подчинения - 10) бюджеты; 3) городские (городов районного подчинения - 14), сельские (1180), поселковые (25) бюджеты [1, 2]. Из местных бюджетов финансируются наиболее важные составляющие жизни людей, проживающих на данных территориях: образование (~6 млрд. бел. р.), здравоохранение (~5 млрд. бел. р.), жилищно-коммунальное хозяйство (~1,9 млрд. бел. р.) и др. [3]. Поэтому знание механизма формирования доходов и осуществления расходов является важной составляющей финансовой грамотности граждан. Местные бюджеты формируются из налоговых доходов, их платят граждане и юридические лица, и неналоговых доходов, среди которых большую долю занимают доходы от коммунальной собственности. В 2020 году в местные бюджеты Республики Беларусь поступит 15 977,4 млн. бел. рублей налоговых платежей. Республиканские налоги (подоходный налог, налоги на собственность, налог на прибыль и НДС) могут направляться как в местный, так и в республиканский бюджеты (рисунок 1) [3].
Рисунок 1 - Состав доходов местных бюджетов за 2020 гг., млн бел. р.
Недостаток собственных доходов финансируется из вышестоящих бюджетов. Проведем анализ доходной и расходной частей местных бюджетов Республики Беларусь за пять последних финансовых лет (рисунок 2) [3].
Рисунок 2 - Динамика доходов и расходов местных бюджетов за 2015-2019 гг., млн бел. р. Как показывают данные рисунка 2, в анализируемом периоде наблюдается рост доходов, но его величина разная: за 2016 год - 9,8 %, 2017 - 7,9 %, 2018 - 8,8 %, 2019 - 13,0 %, что можно объяснить общим состоянием национальной экономики. Рассмотрим, сколько в бюджетных доходах составляли собственные доходы (рисунок 3).
Рисунок 3 - Динамика собственных доходов местных бюджетов за 2015-2019 гг., млн. бел. р. Данные рисунка 3 позволяют сделать два вывода: - увеличение объемов собственных доходов, но не равномерное: за 2016 год - 12,3 %, 2017 - 9,1 %, 2018 - 8,0 %, 2019 - 11,3 %; - уменьшение доли собственных доходов, начиная с 2017 года: 2015 год - 77,1 %, 2016 - 78,7 %, 2017 - 79,7 %, 2018 - 79,0 %, 2019 - 78,0 %. Складывающуюся ситуацию также можно связать с общим состоянием национальной экономики. Далее рассмотрим межбюджетные трансферты. Для этого возьмем данные 2020 года (рисунки 4, 5) [3].
Рисунок 4 - Соотношение доходов местных бюджетов и межбюджетных трансфертов в 2020 г., млн бел. р.
Рисунок 5 - Межбюджетные трансферты в областные бюджеты в 2020 г., млн бел. р.
В 2020 году межбюджетные трансферты составят третью часть всех доходов (33,0 %). Если рассмотреть первый уровень местных бюджетов (рисунок 4), то наиболее зависимы от финансовой помощи Гомельская, Брестская и Могилевская области. Как было отмечено выше, из местных бюджетов финансируются наиболее важные потребности населения. Проанализируем основные направления расходов местных бюджетов(рисунок 6) [3].
Рисунок 6 - Направления расходов местных бюджетов в 2020 г., млн бел. р.
Расходы на образование и здравоохранение составляют самую большую долю в совокупных расходах всех местных бюджетов Республики Беларусь. Наименьшее финансирование получают транспорт и дорожное хозяйство. Таким образом, можно сформулировать наметившиеся проблемы в бюджетных отношениях: - невысокий и неравномерный рост объемов собственных доходов; - недостаточность собственных доходов в общих объемах доходов местных бюджетов; - непропорциональная финансовая помощь по уровням местных бюджетов. Для повышения гибкости местных бюджетов предлагается активнее вовлекать в бюджетный процесс население конкретных административно-территориальных единиц. Сделать это можно, во-первых, путем внедрения в бюджетный механизм такого организационно-финансового инструмента как "бюджет гражданского участия", под которым понимается непосредственное участие граждан в выработке решений по использованию части доходов бюджета: небольшую часть местного бюджета (~1 %) оставляют свободной; местное население предлагает различные проекты для улучшения города/района/поселка; жители голосуют за проекты, которые они считают нужными; победившие проекты получают финансирование на реализацию из бюджета; во-вторых, разработать и системно использовать программы по обучению бюджетной грамотности населения [1].
Список литературы 1. Будник Е.Д. Местные бюджеты: анализ состояния и инструменты развития // 56-я студенческая научно-техническая конференция Белорусско-Российского университета: материалы конф. / М-во образования Респ. Беларусь, М-во науки и высшего образования Рос. Федерации, Белорус.-Рос. ун-т; редкол.: В. М. Пашкевич (гл. ред.) [и др.]. - Могилев: Белорус.-Рос. ун-т, 2020. - С.44. 2. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь,16 июля 2008 г., - 412-З (с изм. и доп.) // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020. - Режим доступа: http://www.pravo.by/ (дата обращения 23.09.2020). 3. Информация для клиентов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь. - Минск, 2020. - Режим доступа: http://minfin.gov.by/ (дата обращения 23.09.2020).
Реклама
|
|
|
|