Новости УМКО-2020 Итоги УМКО-2020 Доклады УМКО О Конференции УМКО-2020 Конкурсы УМКО-2020 Библиотека УМКО-2020 Рейтинг ВУЗов Календарь мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Альтернатива IPO: новый способ привлечения капитала для инвесторов - SPAC (Special Purpose Acquisition Company)

Автор: Мезенцев Антон Юрьевич, студент 1 курса (бакалавриат), Санкт-Петербургский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

Научный руководительСоснило Андрей Игоревич кандидат исторических наук, доцент кафедры "Межкультурные коммуникации и общегуманитарные науки"

Аннотация. В статье представлена суть и последовательность действий при взаимодействии IPO и SPAC,в контексте представлены основные преимущества и недостатки обеих систем. Так же, основное внимание уделяется сравнением двух объектов исследования, с точки зрения их конкуренции, в результате проведенного исследования был сделан вывод, что система IPO наиболее привлекательна, чем SPAC.

Ключевые слова: IPO, SPAC, биржа, компания, акции.


Что такое IPO

Для развивающих и действующих компаний актуальность вопроса финансирования в их фирмы, очень важна. Так же различные стартапы требуют первоначальных вложений в их проект.  И весьма популярная площадка для выхода на биржу акции выступает IPO.Такую популярность она обрела благодаря надежности и уверенной репутации. 

Под IPO или Initial Public Offering понимается как, публичная продажа акций акционерного общества, другими словами, с момента слиянии компании с IPO акции компании начинают торговаться на бирже. В первую очередь, перед IPO компания нанимает специальные банки, которые называются - андеррайтеры. Андеррайтинг - это услуги, предоставляемые финансовым учреждением, которые гарантируют выплаты в случае финансовых убытков. Вследствие чего они выступают посредниками между компаниями, кто хочет продать свои акции и инвесторами, кто хочет купить данные акции. Так же в подготовке IPO участвуют аудитор, PR-служба и юридическая поддержка, они в свою очередь выполняют роль гаранта достоверности предоставленной эмитентом финансовой и бухгалтерской информации, то есть они своим заключением подтверждают те цифры, которые анонсируются компаниями для инвесторов.

 Компании входящие в IPO могут быть разными, такие, как частные фирмы с успешной работой более 10 лет и относительно молодые компании. Однако, не каждая компания сможет участвовать в IPO. Вход на IPO предполагает соблюдение необходимых требований, таких как:

  1. Компания должна зарекомендовать себя, как надежную фирму с совокупным объемом активов не менее 30 миллионов долларов;

  2. Так же еще одним условием для вступления является длительность существования компании, она должна быть на рынке не менее 5 лет. Однако, особенностью вступления молодых компаний на IPO, может быть индивидуальной, если компания имеет хороших партнёров или же она предлагает потребителям и бизнесу качественный продукт, то шансы слияния с IPO у этой компании высокие; 

  3. Еще одним факторам является абсолютная прозрачная деятельность компании, в нее входят такие показатели как, структура акционеров и бизнеса, бухгалтерская отчетность и т. д. 

Исходя из этих требований можно сделать вывод, что не каждая компания сможет себе позволить вступить в IPO. В связи с этим, были созданы альтернативные способы входа компании на биржевой рынок.  Одним из этих аналогов стал SPAC, это альтернатива IPO, который стал новым и более простым способом для входа на биржевой рынок и привлечения капитала стартапов и компании.

Что такое SPAC и ее преимущества перед IPO.

Special purpose acquisition company или SPAC - это специализированная компания по целевым слияниям и поглощениям. Так же, как и IPO, SPAC имеет свою основную цель - это предложения ценных бумаг частной компании для продажи акционерам, тем самым выдвигает компанию на биржевой рынок в обход процесса классического IPO. Принцип его работы очень схож с IPO, но SPAC имеет ряд преимуществ.

SPAC - это не новый метод и появился он в 90-х годах, но особенную популярность приобрел в 2019 году и теперь составляет серьёзную конкуренцию классическому IPO. По официальным данным за 2020 год SPAC заработал более 55 млрд долларов, это несомненно меньше, чем IPO, но потенциал роста дохода можно увидеть в приложении 1. 

Причиной такому быстрому темпу роста SPAC является пандемия, вызванная Covid -19. Если раньше частные компании дольше оставались частными и имели доступ к венчурному капиталу, и  у них не создавалась потребность в необходимости выхода на биржу, но в связи с пандемией, частные компании уже не так уверены в том, что смогут получить достаточного финансирования своих проектов. Так же, в пользу преимуществ SPAC перед IPO выступает то, что у классического IPO происходит долговременный подсчет итоговых сумм привлекаемых средств, в среднем на это уходит около года. Всё это подталкивает частные компании и стартапы к поиску более быстрых путей выхода на биржу.

Также из-за неточного представления о стоимости акций при IPO, компания теряет свою ценность бизнеса из-за факторов, которые не влияют на реальную стоимость его, к таким факторам можно отнести настроения инвесторов и рынка. Тем самым компания не обладает сведениями о своей оценке, вплоть до дня слияния с IPO. В свою очередь, SPAC позволяет исключить эту ценовую неопределённость и получить контроль над ценой размещения, несмотря на расходы и плату инвестору. 

Из-за многочисленных проверок финансовой отчетности, бухгалтерской отёчности, налоговыми проверками, соответствие технологиям и кибербезопасности организации, процесс слияния с IPO может длиться около года. В SPAC сжатые сроки также диктуют необходимость для компании быстрее подготовить все те же необходимые для размещения документы, этот процесс может составлять от 2-3 месяцев, что безусловно, важно в компании для экономии времени и на фокусирование своих основных задач и целей. 

Во многих случаях SPAC является очень привлекательной возможностью для инвесторов, которые ориентированы на существенный доход, так как одна из задач инвестора - привлечь людей и фонды для инвестирования. Для большинства опрощенных инвесторов, SPAC - является привлекательным вложением. Так же, как для частных инвесторов, SPAC является привлекательным из-за того, что многие частные инвесторы не имеют физического доступа к IPO, либо сталкиваются с существенными ограничениями и это ведёт к упущенным возможностям. Система позволяет им инвестировать в SPAC после того, как он выходит на биржу, но до объявления целевой компании, при этом средства хранятся в специальном трасте и могут быть потрачены только по назначению в рамках стратегии приобретений. Тем самым, институционные инвесторы могут сразу вернуть средства до сделки с покупкой, если же компания не понравится инвестору.

Недостатки SPAC

В период своего долголетнего существования SPAC был малоизвестен и не находил перспективы для инвесторов, но регулирование и упорный труд спонсоров помогли улучшить репутацию SPAC, но само явление спонсорства, обладает рядом недостатков:

  1. Общая доля в компании, инвестору обходиться в 20%, при фиксированной плате, которая не превышает 1-5% от общего финансирования в компанию. При этом, независимо от исхода сделки, спонсор остаётся в хорошем плюсе, что немаловажно сказывается о выборе спонсора действительно хороших проектов;

  2. Прямая зависимость от спонсоров отрицательно сказывается на SPAC, потому что успех зависит только от них, а это дополнительные риски для инвесторов. Так как в отличии от институционных инвесторов, частные инвесторы не смогут вернуть свои вложенные средства в компанию;

  3. Несмотря на то, что процесс слияния со SPAC является кратковременным процессом, сам поиск нужного кандидата для слияния  может составлять около года, что тоже отрицательно влияет на инвесторов.

  4. Из-за своей простоты слияния со SPAC, качество компании может быть совсем не успешным, тем самым отрицательно отображается на доходах инвесторов.

Безусловно, все перечисленные недостатки негативно сказываются на репутации SPAC, и во многих известных компаниях, в чьи планы входило выход на биржу в ближайшие годы, они отказывались в участии со SPAC, и предпочитали классическое слияние с IPO.

Вывод

Несмотря на большой ажиотаж и количество преимуществ SPAC перед IPO, размещение на бирже через SPAC остаются менее выгодными, и несет множество рисков инвесторам. Даже несмотря на падение IPO, смотреть в приложении 2, и значительный рост и компании в SPAC, это все обусловлено пандемией и вследствие ее текущей неопределённости рынка. Когда же пандемия пойдет на спад и рынок образуется, то популярность SPAC понизиться. Что говоря о самой структуры слияния, он будет совершенствоваться, чтобы инвесторы получали как можно меньше рисков и больше прибыли. Но по мнению экспертов, большинство компании, несмотря из-за быстроты выхода на биржевой рынок, по-прежнему доверяют IPO.

Список литературы

1.Ан, Е. В. Анализ публичного размещения акций в российских компаниях / Е. В. Ан, В. В. Крутько, В. В. Маньков. 2018. - 4 (190). - С. 100-104. - URL: https://moluch.ru/archive/190/48003/ (дата обращения: 24.11.2020).

2.SharesPro URL: https://sharespro.ru/news/7605-chto-takoe-spac-i-naskolko-interesny

(дата обращения 25.11.2020)

3. Калинин URL: https://vc.ru/tinkoff_invest/165424-ipo-kotoroe-vas-nastorozhit-kak-sdelki-spac-stali-pravit-mirom (дата обращения 22.11.2020)

4.Finam URL: https://www.finam.ru/analysis/newsitem/blizhaiyshie-ipo-est-na-chto-obratit-vnimanie-20201123-23020/ (дата обращения 22.11.2020) 

5. Взгляд URL: https://yandex.ru/turbo/vz.ru/s/economy/2020/10/26/1067383.html (дата обращения 25.11.2020) 

6. База данных IPO / SPO UPL: http://www.preqveca.ru/placements/ (дата обращения 20.11.2020)

7. QBF UPL: https://qbfin.ru/analytics/reviews/rynok-ipo-po-itogam-i-kvartala-2020-goda/








Приложение 

Приложение 1

Приложение 2 

 


Реклама