| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Современное состояние и перспективы развития банковской системыАвтор: Гревцева Алена Константиновна, cтудентка 2 курса Среднерусского института управления - филиала ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" Банковского колледжа Научный руководитель: Харламова Елена Николаевна, преподаватель, кандидат юридических наук Аннотация: В нынешних условиях нестабильности на финансовых рынках и возрастающей неопределенности в экономической сфере требования к надежности российской банковской системы значительно возрастают. На развитие финансовой системы Российской Федерации влияют типичные мировые тенденции современного банковского сектора. В данной статье представлен анализ современной линейной системы в России и дан обзор эпидемиологии существующих коммерческих банков и кредитных организаций золотого банка в Российской Федерации. Ключевые слова: Структура банковской системы РФ, отзыв лицензии. Банковская система является неотъемлемой частью экономической системы любой современной страны. Что касается банковской системы России, то можно сказать, что она представлена двумя уровнями. В целом банковская система включает Центральный банк, кредитные учреждения в форме коммерческих банков, а также другие расчетные и финансовые компании. На основе представленной схемы мы можем увидеть структуру банковской системы Российской Федерации. Схема 1 - "Структура банковской системы РФ" Понимание финансового сектора страны важно на сегодняшний момент, поскольку именно банки являются финансовыми посредниками, аккумулирующими денежные ресурсы, которые затем распределяются, вкладываются в рост экономики бизнеса. Начало 2020 года ознаменовалось несколькими событиями, которые проверят устойчивость российской банковской системы к кризисным явлениям. Пандемия коронавируса COVID-19 представляет значительный риск для роста мировой экономики и оказывает давление на стоимость основных экспортных товаров России. [2] Исходя из данных отчета, которые предоставлены нам о количественных характеристик действующих кредитных организаций за 2020 год. [1]
Таблица 1 - "Количественные характеристики действующих КО (2020 год)" С конца 2019 и на протяжении первого полугодия 2020 года число банков неуклонно сокращается. В среднем, за этот период с рынка уходило по четыре кредитные организации в месяц - схожая динамика наблюдалась в банковском секторе год назад. У многих финансовых учреждений регулятор отозвал лицензию, но чаще причиной закрытия банков в 2020 году становится их ликвидация - например, присоединение к более крупной группе или объединение с другим, тоже небольшим, банком. Среди небанковских кредитных организаций потери пока минимальны: с начала года перестала существовать всего одно учреждение. За первые три квартала 2020 года в России стало меньше действующих банков. Если в январе их насчитывалось 402, то к октябрю продолжает работать 372. Но в целом статистика остается благоприятной: за аналогичный период в предыдущие годы кредитные организации закрывались чаще. Основная причина, по которой банки покидают рынок в 2020 году, - это ликвидация. Как правило такая процедура инициируется, когда учреждение крупнее выкупает (поглощает) банк помельче. Другая причина для закрытия кредитных организаций - выявленные нарушения. В этом случае регулятор отзывает лицензию, и банк вынужден прекратить свою деятельность. Обращает внимание тот факт, что все закрывшиеся банки - это небольшие, регионального уровня учреждения. Их слияние с более крупными игроками или просто уход с рынка связаны с высокой конкуренцией, попыткой удержать клиентуру и сохранить прибыль. В долгосрочной перспективе с этими проблемами столкнется большинство небольших банков. Текущие же вызовы отрасли - пандемия и снижение ставок - пока мало сказались на числе закрывающихся банков. В 2020 году можно говорить только об ухудшении финансового результата и серьезной нагрузке на банки, вызванной коронавирусом. [3]
График 1 - "Изменение количества кредитных организаций в РФ" К сентябрю 2020 года число отделений российских банков уменьшилось с 30,5 до 28,8 тыс. Речь идет о представительствах разного уровня - филиалах, операционных офисах и кассах. Во многом необходимость физического присутствия клиентов отменила пандемия: в разгар коронавирусных ограничений банки стали оказывать еще больше онлайн услуг, а часть их офисов оказалась маловостребованной. Также на статистику по числу представительств влияют банки нового поколения. Такие кредитные организации вообще не открывают офисов - их обслуживание полностью построено на дистанционной модели. [3]
График 2 - "Количество филиалов и график изменений внутренней структуры кредитной организации" На фоне прогрессирующей монополизации рынка и грядущего экономического кризиса эксперты прогнозируют, что в ближайшие пять лет количество банков уменьшится. К 2025 году на рынке должно быть не более 250 игроков, что составляет примерно половину их текущего числа. Стоит отметить, что на сегодняшний момент, банковская деятельность устремилась в создание экосистем вокруг собственных брендов. Банковские экосистемы станут важным аспектом взаимодействия с клиентами в будущем. Сочетание финансовых и нефинансовых услуг в экосистемах становится предпосылкой конкуренции со стороны клиентов. Банки, предлагающие интегрированные услуги, будут выходить за рамки предоставления традиционных финансовых услуг и обслуживають более широкие потребности клиентов. Обеспечение открытых экосистем предлагает множество решений, но также и значительные угрозы для банковского сектора. Банки, которые не управляют своей деятельностью и не участвуют в таких экосистемах, должны потерять больше всего. В то же время банки, которые играют роль в таких экосистемах, будут сильно зависеть от положения, которого банк будет играть в экосистеме. В последние годы все больше и больше цифровых процессов внедряется на единой платформе или наборе сервисов. В практике цифровой трансформации одним из важнейших проектов банковского дела является комплексная трансформация интегрированной системы цифрового взаимодействия. Для сделок, продажа финансовых инструментов предполагает наличие большого количества документов, с собственными бизнес-пользователями и составлением необходимых регламентов, хранением и обменом. Информация часто теряется, и по запросу регулятора скорость отчетности была очень низкой. Некоторые документы существуют на бумаге, другие - на файловом сервере хранился только рабочий компьютер сотрудника банка. Этот проект включает следующие задачи:
Реализация проекта аудита представляет собой единую систему в рамках основных процессов, функций и документов, которая централизованно объединяет программную платформу на основе единого цифрового бизнес-пространства, которое получает банк. Документирование поддержки безопасности банковского персонала и улучшений в хранении информации, повышение производительности и скорости бизнес-поиска, необходимой информации для поиска и принятия решений позволило сократить время продажи банковских продуктов и услуг. Результатом является прозрачная система для мониторинга, обмена и управления информацией, а также качественные внутренние и внешние бизнес-процессы, отслеживающие ключевые действия, а также хранение и это есть регулятор требований по информации пользователя. Подводя, итоги данной статьи мы можем выделить основные задачи, стоящие перед банковской системой. Итак, первоочередными задачами банковской системы являются: - Обеспечить экономический рост страны; - Контроль уровня инфляции; - Баланс выплат. Финансовая система представляет собой сложную структуру, состоящую из следующих элементов - кредитных и финансовых учреждений. Наиболее важные институты (коммерческие и профессиональные) эмиссионные и не эмиссионные банки. Список литературы:
Реклама
|
|
|
|