Новости УМКО-2019 Итоги УМКО-2019 Доклады УМКО-2019 О Конференции УМКО-2019 Участники Подготовка к УМКО-2019 Конкурсы УМКО-2019 Библиотека УМКО-2019 Организаторы и партнёры Рейтинг университетов Тест-сектор Календарь мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Процедура санирования банковских организаций на современном этапе развития российской экономики

Автор: Николаева Е.А.Магистрант, 2 курс, Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского

Аннотация. В статье описываются механизмы санации, банкротства и отзыва лицензии у банковских организаций. Рассматриваются особенности и различия, преимущества и недостатки реализации данных процедур. Осуществляется сравнительный анализ между прежним и новым механизмом санации кредитных организаций. Описываются главные преимущества нового способа санирования кредитных организаций предпосылки и причины перехода к нему.

Ключевые слова: Агентство по страхованию вкладов, Центральный Банк, санация, ликвидация, банкротство.


С 2013 года в России внимание многих периодических изданий и журналистов, да и населения в целом, было привлечено к Центральному банку. Это было связано с тем, что Банк России в данный период начал осуществление процедуры оздоровления банковского сектора. Это проявлялось в форме санации большого числа банков, а также отзыва лицензий у финансово неустойчивых кредитных организаций [6]. 

В целом, санация представляет собой комплекс мер, включающих в себя финансовую помощь, продажу или передачу другим лицам проблемных и рискованных активов, увеличение собственного капитала и иные меры, направленных на улучшение финансового и экономического состояния той или иной кредитной организации, которые позволяют избежать ее банкротства.

Стоит обозначить разницу между понятиями ?санация? и ?отзыв лицензии?. В первом случае Центробанк пытается различными методами и способами ?реанимировать? кредитную организацию и тем самым сохранить ее функционирование. А во втором случае Банк России уже не видит никакого способа восстановления и попросту ликвидирует данную организацию путем отзыва у нее лицензии на осуществление банковской деятельности. Однако во многих случаях вначале банк санируют, затем, за отсутствием возможных вариантов предотвращения его банкротства, его ликвидируют. [3]

Так, например, банк ?Югра? стал самым крупным страховым случаем в истории современной России. Объем вкладов в банке составил
181,5 миллиардов рублей, большая часть из них была покрыта страховкой ? около 170 миллиардов рублей. [8]

На всех этапах проведения санации, а также отзыва лицензии у банковской организации и ликвидации последствий, до середины 2017 года Центробанк и Агентство по страхованию вкладов работали сообща. Рассмотрим, как они взаимодействовали более подробно.

Государственная корпорация ?Агентство по страхованию вкладов? была создана в январе 2004 года на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 года ? 177-ФЗ ?О страховании вкладов в банках Российской Федерации?.

Для того чтобы обеспечить функционирование системы страхования вкладов, данная организация осуществляет выплату вкладчикам возмещения по вкладам физических лиц, в том числе, с 1 января 2019 года, по вкладам индивидуальных предпринимателей, открытым для осуществления предпринимательской деятельности. Число банков-участников ? 731 (данные на 23 сентября 2019 года), страховых случаев ? 497 (данные на 12 сентября 2019 года). [7]

Центральный банк Российской Федерации учрежден 13 июля 1990 года на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом ?О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)? и другими нормативн0-правовыми актами. Центробанк является мегарегулятором экономики. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основополагающей функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости российского рубля, так же отмечается, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центробанком. [9] У данной организации множество функций, которые она выполняет совместно с различными службами.

Так, говоря о санации, стоит отметить, что это финансовое мероприятие проводится с участием государственных регуляторов в лице Центробанка и чем быстрее будет проведена данная процедура, тем больше шансов избежать банкротства.

Ранее санирование осуществлялось страховым агентом, с которым банк заключал, в обязательном порядке, договор страхования вкладов. Этим агентом и являлось АСВ.

Санация проводится, как ранее, так и сейчас, в несколько этапов, которые следуют друг за другом в определенной конкретной последовательности. Все эти этапы строго регламентируются банковским законодательством Российской Федерации. Мероприятия такого типа, как отмечалось ранее, проводятся лишь в том случае, когда они могут дать положительные результаты [5].

Сегодня решение о проведении процедуры санации кредитной организации принимает регулятор ? Центральный банк. Ранее такие меры проводились либо с участием Банка России, либо с помощью Агентства по страхованию вкладов. Средства банку, которому требуется санация, в обоих случаях выделялись из резервного фонда Центрального банка.

Если в санации принимал участие Центробанк, то банковская организация принимала денежные средства напрямую от него. Если данное мероприятие проводилось АСВ, то оно получало кредит на льготных условиях от Центробанка и передавало их санируемой организации на 10 лет.

Затем государственный орган передавал кризисный банк инвесторам. В некоторых случаях мероприятия могли проводиться полностью под эгидой АСВ [1].

Так, по состоянию на 1 сентября 2019 года общий размер финансирования мероприятий по финансовому оздоровлению банков с учетом погашения основного долга, в том числе по активам, приобретенным АСВ или полученным в счет погашения предоставленных займов, составляет 1 159,74 миллиарда рублей, из которых за счет средств Банка России профинансировано 1 080,01 миллиарда рублей, за счет имущественного взноса Центробанка в Агентство профинансировано 2,59 миллиарда рублей и за счет имущественного взноса РФ в АСВ 77,14 миллиарда рублей. По состоянию на 1 сентября 2019 года Агентство по страхованию вкладов принимает участие в финансовом оздоровлении 18  банков, санация которых осуществляется с привлечением инвесторов. [7]

Однако с мая 2017 года механизм процедуры санирования кредитных организаций был изменен и сейчас в рамках данных процедур работает Фонд консолидации банковского сектора, имеющий уставной капитал 1,5 миллиарда рублей. Он выполняет функции государственного надзорного органа и полностью подчиняется Банку России. Именно через него на сегодняшний день и предоставляются государственные денежные средства санируемым кредитным организациям.

Эти изменения были связаны с тем, что в процессе анализа санаций Банком России было выявлено, что большая часть инвесторов не осуществляют вложения в капитал санируемого банка и обычно не стараются развивать его бизнес. Кроме того, используют баланс санируемого банка для плохих долгов, размещая значительную долю полученных на оздоровление средств в свои собственные проекты [3].

Эффективность данной схемы осталась низкой, поскольку одни банки после процедуры санирования, в итоге, все-таки были ликвидированы, а оздоровление других затянулось. В конечном счете, лишь единицам удалось вернуться к полноценной деятельности. Кроме того, сразу несколько крупных кредитных организаций, активно занимавшихся санированием и поглощением банков и страховых компаний, в итоге сами оказались на грани банкротства. Процедура санации прежде могла занимать более 10 лет, а по новой схеме она длится от 6 до 8 месяцев.

То есть ранее после принятия Центробанком РФ решения о проведении санации той или иной кредитной организации Агентство занималось поисками инвестора, либо само проводило санацию банка, а затем санатор получал от АСВ или напрямую от ЦБ кредитные средства, приобретал банк и улучшал его показатели. Теперь же после принятия мегарегулятором решения о санации Фонд консолидации банковского сектора покупает акции банка и улучшает его показатели, затем продает банк после оздоровления стороннему лицу. Другими словами, Центробанк теперь самостоятельно занимается процедурой санации банков.

Теперь механизм санации заключается во вливании финансовой помощи в обмен на акции банка, то есть от кредитного финансирования к капитальному оздоровлению. Банк в режиме санации докапитализируется Центробанком РФ, а когда санация закончится, бывший проблемный банк будет выставлен на аукцион и может быть куплен новым владельцем. Важно отметить, что те банки, которые находились в режиме санации до организации ФКБС все еще проходят процедуру оздоровления по устаревшей модели и ими занимается Агентство по страхованию вкладов. 

Отличие санации от лишения лицензии вполне очевидно и заключается в том, что банковская организация остается на рынке финансовых услуг в том или ином виде. Ей разрешено работать в определенном режиме для того, чтобы улучшить свое финансовое положение, вернуть кредиты и улучшить свое финансовое состояние.

Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков действует в соответствии с Законом ?О банках и банковской деятельности? (ФЗ 395-1 от 02.12.1990). В СМИ и на сайте ЦБ публикуется объявление о прекращении деятельности коммерческого банка, сроках подачи и рассмотрения требований вкладчиков. Для банка есть два варианта ? ликвидация и банкротство.

И то, и другое устанавливается судебным решением. Ликвидация банка означает, что обратного пути нет, работа в прежнем виде не возобновится. В двухнедельный срок кредитная организация должна официально вернуть лицензию в Центральный банк. Руководство отстраняется от выполнения должностных обязанностей, его полномочия принимает назначенная Центробанком временная администрация. Это означает, что право подписи, работа с документами и кредиторами переходит к временной администрации, которая проводит внеплановую проверку коммерческого банка, выявляет кредиторов и сумму претензий, оценивает, что находится в собственности банка.

При обнаружении признаков банкротства, администрация обращается в Банк России с ходатайством о подаче заявления в Арбитражный суд. Данный временный орган работает в промежутке между отзывом лицензии и принятием решения судом. Временная администрация прекращает свою работу после принятия судебного акта об удовлетворении заявления. Затем, управление ликвидируемым банком осуществляется конкурсным управляющим ? ликвидатором.

После выявления недочетов, ошибок в операциях банка, регулятор взвешивает все за и против и принимает решение либо проводить санацию данной организации, либо отзывать у нее лицензию. Точное решение Центробанк должен принять и объявить о нем не позднее, чем через 15 дней со дня получения оснований для подобных мер.

В таком случае, банк, у которого лицензию аннулировали, обязуется вернуть ее в Банк России не позже 15 дней со дня уведомления.

Решение ЦБ вступает в силу с момента публикации новости на официальном сайте регулятора, а также в информационном издании. Подлежит обжалованию не позднее одного месяца после этого. При этом, если несогласный банк подает апелляцию, решение ЦБ не отменяется до вынесения соответствующего судебного решения. После отзыва начинается процесс ликвидации согласно ст. 23.1 ФЗ ?395.

Принудительная ликвидация применяется, когда имущества банка достаточно для покрытия всех его обязательств. Если имущества не хватает, тогда ? банкротство, или, как еще называют ту процедуру, конкурсное производство. Эта процедура направлена на справедливое распределение имеющегося имущества между кредиторами. Различны и последствия для экс-руководителей: во втором случае важно выяснить обстоятельства банкротства банка, понять, какие сделки и кем были заключены в ущерб кредитной организации и ее кредиторам. И при наличии признаком преднамеренного банкротства необходимо инициировать привлечение к ответственности виновных лиц [2].

Итак, процедура санирования банковских организаций не так давно изменилась и теперь все этапы данной процедуры проводит непосредственно Центральный банк РФ при содействии подотчетного ему Фонда консолидации банковского сектора. Такие кардинальные изменения явились следствием злоупотреблений инвесторов выделяемыми Центробанком денежными средствами и осуществлением различных махинаций. Так же важно различать понятия санации, банкротства и отзыва лицензии кредитной организации. На первый взгляд смысл данных понятий может показаться идентичным, однако, они имеют существенные различия, выражающиеся в итоге проведения той или иной процедуры и последствий для всех, связанных с неустойчивой кредитной организацией, субъектов [4].

В настоящее время, в России разработан более эффективный механизм совершенствования банковского сектора, его укрепления и развития. Да, применяются достаточно жесткие меры в отношении неустойчивых кредитных организаций, но, с другой стороны, граждане, которые являются непосредственными участниками банковской системы, все-таки защищены от последствий процессов санации, банкротства и ликвидации кредитной организации. Несомненно то, что какие-то субъекты в конечном итоге все же страдают от таких процедур, все же государство ограждает простых граждан от лишения средств, которые были ими вложены в банк.

Переход полномочий по проведению процедур оздоровления банков в полном объеме в руки Центрального банка Российской Федерации говорит об умении председателя Эльвиры Набиуллиной брать на себя ответственность за свою деятельность и адаптироваться под складывающиеся условия. Такой переход, возможно, поднимет уровень доверия и положительно мнения населения к банкам. Но все же остаются проблемы в других отраслях банковской деятельности, которые ликвидируют этот положительный эффект в сознании населения и не дают честным и благоразумным кредитным организациям развиваться и совершенствоваться.

Список использованной литературы

1. Зверев А.В. Надзорная политика банка России в страховой сфере// Материалы международной научно-практической конференции ?Тенденции и перспективы развития банковской системы в современных экономических условиях?, 25-26 декабря 2018 г. ? Брянск: Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского, 2018. ? С. 91-95.

2. Зверев А.В., Ковалерова Л.А., Чернявская М.А. Некоторые аспекты регулирования развития банковского сектора Российской Федерации в период санкций// Научно-практический, теоретический журнал ?Экономика и управление: проблемы, решения?. - ? 4, том 6. - 2018. - С. 117 ? 129

3. Зверев А.В., Мандрон В.В., Мишина М.Ю. Механизм санации кредитных организаций: российская практика// Финансы и кредит. ? 2019. ? Т. 25. - ?8 (788). ? С. 1727-1741. ? Текст: непосредственный.

4. Зверев А.В., Мандрон В.В., Мишина М.Ю. Формирование российской модели регулирования финансового рынка через построение мегарегулятора// Вестник НГИЭИ. - 2018. - ? 7 (86). - С. 117-131.

5. Зверев А.В., Мишина М.Ю., Иванова В.Д. Совершенствование системы страхования денежных накоплений населения и её роль в решении современных социально-экономических задач // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). ? 2016. ? ? 3 ? С. 54-61.

6. Никонец О.Е. Зверев А.В., Мишина М.Ю. Центральный банк РФ как орган регулирования и надзора: вопросы теории и практики, Москва:  Общество с ограниченной ответственностью ?Интернаука?, 2019. ? 272 с.

7. Официальный сайт Агентства по страхованию вкладов ? [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: https://www.asv.org.ru/ (Дата обращения: 29.09.2019).

8. Официальный сайт периодического издания ?Общая газета? ?[Электронный ресурс]. ? Режим доступа: https://og.ru/ (Дата обращения: 01.10.2019).

9. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации ? [Электронный ресурс].  ? Режим доступа: https://www.cbr.ru/ (Дата обращения: 30.09.2019).


Реклама