| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Екатерина Маевская. Банковский контроль в Российской Федерации. Общие положенияАвтор: Маевская Екатерина Николаевна, студент 4 курса, Новосибирск государственный университет Источник: Международный студенческий научный вестник. Электронный научный журнал. - 2019. - ? 1. В Российской Федерации на протяжении нескольких лет идёт активное обсуждение вопросов, связанных с банковским контролем, его влиянием на банковскую систему. Однако на практике при дискуссионной полемике на эту тему наблюдается путаница в ряде понятий по теме "банковский контроль". Многие экономисты и юристы вкладывают иной раз совершенно противоположное значение в тот или иной термин, а именно противоречивый характер носят такие понятия, как "банковский контроль", "банковский надзор" и "банковское регулирование". При трактовке данных определений в экономической истории сложилось два прямо противоположных подхода. Первый свойствен западным экономистам, которые ставят знак равно между этими терминами. Так, Дж. Спинки считает, что банковое регулирование (то же самое он говорит и про банковский надзор) - это некая попытка примирить ряд сложных задач по обеспечению безопасности и банковской стабильности с сохранений эффективной конкурентоспособности банковской системы [8,с.232]. Данную дефиницию можно оценить с точки зрения широкого понимания всех терминов. Иначе говоря, банковский надзор, банковский контроль и банковское регулирование необходимы для решения задач и обеспечения стабильности рыночной экономики. Таким образом, разграничений в терминологии у западных теоретиков нет. О.И. Лаврушин считает, что регулирование банковской деятельностью это есть совокупность принципиальных требований к лицензированию кредитных организаций, к обеспечению достаточности капитала, ликвидности и формированию обязательных резервов. В свою очередь же контроль направлен на выявление недостатков и отклонений в деятельности банков и на последующее устранение таковых [5, c.324]. Тем самым, для российского подхода характерна конкретизация и детализация данных определений. Однако на законодательном уровне все же отсутствует четкое разграничение терминов, лишь в виде сквозных словосочетаний встречаются такие понятия в федеральном законе "О банках и банковской деятельности" и в федеральном законе "О центральном банке", причём в Конституции наличия у Банка Российской Федерации контрольной и надзорной функций [3]. Но тут возникает вопрос "В чем же тогда заключается надзорная функция, а в чем контрольная?" Терминологические пробелы в законодательстве приводят к отсутствию чёткого понимания банковского контроля. Поэтому для начала, на наш взгляд, необходимо выделить прежде всего смысловое содержание терминов и их отличительные признаки. При оценке терминологической сущности можно обратиться к лингвистическому подходу. В словаре С.И. Ожегова прослеживается следующее разграничение: 1. Надзор - наблюдение за кем-либо/чем-либо, за соблюдением правил. Таким образом, можно составить следующий логический ряд. Контроль является совокупностью двух основных блоков, а именно проверки и надзора. В свою очередь для надзора основной задачей является оценка соблюдений определённых правил, в то время как регулирование - это приведение в порядок выявленных в ходе надзора, являющегося частью контроля, недостатков в той или иной деятельности. Перенося лингвистический подход на банковскую деятельность можно сделать следующие выводы. 1. Банковское регулирование - это совокупность способов и приёмов, за счёт которых государственные органы, в частности через Банк России, обеспечивает стабильность и эффективность банковской системы, предотвращая дестабилизирующие процессы и "системные риски". В большинстве стран контроль над банковской деятельностью направлен на достижение главных целей, а именно - поддержание денежной и финансовой стабильности, уменьшение рисков и повышение стабильности, а также защита интересов вкладчиков. Контроль над банковской деятельностью в Российской Федерации. Общие положения Как уже было отмечено раннее, контроль за деятельностью банков возложен на специальные контролирующие органы. Таким органом в Российской Федерации является Центральный банк, будучи координатором выполнения своих функций иных субъектов банковских отношений, а также проводником денежно-кредитной политики. Согласно ст. 75 Конституции Российской Федерации Банк России свои основные функции "осуществляет независимо от других органов государственной власти" [1]. Что же касается банковского контроля, то его регулирование в основном базируется на двух федеральных законах - "О Центральном банке РФ" [3] и "О банках и банковской деятельности" [2]. Однако контроль предполагает не только непосредственно проверку финансовой деятельности коммерческих банков, но и несение санкций в случае недолжного выполнения своих функций. Если же будут выявлены какие-либо нарушения, связанные, к примеру, с предоставлением ложной или неполной информации Центральному Банку при получении лицензии, коммерческие банки могут претерпеть ряд мер воздействия, в зависимости от степени финансового правонарушения, а именно - запрет на осуществление отдельных банковских операций, назначение временной администрации, штраф, отзыв лицензии, замена руководителей, реорганизация в форме слияния или присоединения и т.д. При этом, несмотря на то что законодательно предусмотрен контроль со стороны Банка России, этим же законодательством наложен и запрет на вмешательство в оперативную деятельность кредитных организаций со стороны ЦБ, который не имеет право вести контроль за направлением использования денежных средств клиентов и любым другим способом устанавливать какие-либо ограничения на распоряжение денежными средствами по своему усмотрению [3]. Кроме того, под запретом находится также принуждение к совершению ряда операций и действий, не предусмотренных учредительными документами коммерческих банков [2]. Стоит отметить, что кроме контроля со стороны Банка Российской Федерации, надзор над банковской системой возложен и на органы государственной власти. Так, государство в лице нижней палаты Федерального Собрания - Государственной думы, и Счетной палаты Российской Федерации осуществляет контрольные функции вплоть до надзора за деятельностью самого Центрального банка. Ведущее место в системе финансового контроля занимает Министерство Финансов Российской Федерации, которое напрямую регулирует вопросы финансовой политики страны, заключающейся в контроле по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств. Гейвандов Я.А. В своей работе отметил: "в широком смысле государственный контроль за банковской системой означает основанную на федеральном законодательстве деятельность государственных органов по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение режима законности в организации и функционировании всех элементов, образующих банковскую систему РФ, включая Банк России" [4, c.3]. Какие же виды государственного контроля за деятельностью банков существуют? Традиционная классификация делит государственный контроль на внутриведомственный, межведомственный, региональный и вневедомственный [10, C.122]. Несмотря на то, что цель контроля за банковской деятельностью схожа, тем не менее существуют различия, обусловленные существованием специальных контрольных органов, созданных для конкретного вида государственного контроля. Опираясь на дефиницию слова "внутриведомственный", можно сразу отметить, что такой контроль осуществляется как бы "внутри", иначе говоря - самим банком, и имеет своей целью обеспечение эффективного функционирования действий подведомственных организаций банков и связанных с ними учреждений. Для осуществления такого контроля необходимо создание специального органа, который уполномочен на проведение таких проверок, а именно речь идет о контрольно-ревизионной службы. Несмотря на то что на законодательном уровне нет как такового перечня функций, которые обязаны выполнять контроль-ревизионные отела коммерческих банков, круг их полномочий довольно обширный. Так, они осуществляют надзор в сфере планирования и должного использования денежных средств, направляют организацию на устранение недостатков и нарушений, разрабатывают программы для осуществления проверок деятельности тех или иных подразделений и т.д. Вневедомственный контроль ставит перед собой задачи по проведению ревизий и проверок специальными компетентными органами власти, среди которых органы исполнительной власти. 1) Хранение денежных средств должно обеспечиваться надлежащим образом ввиду их больших объемов; Таким образом, следует отметить, что контроль над банковской системой является необходимой частью для нормального функционирования кредитных организаций, а также имеет своей целью поддержание и обеспечение стабильности и надёжности экономической системы в Российской Федерации. Библиография1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская Газета - 25 декабря - 1993г. Реклама
|
|
|
|