| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цифровая экономика? - Нет, экономика знаний!Еще сравнительно недавно среди экономистов, философов и социологов гремели бурные дискуссии по вопросу о векторе поступательного развития человечества. Куда направлен социально-экономический прогресс? Куда движется общество? В качестве "конечной станции" назывались постиндустриальная экономика, информационная экономика, затем наконец цифровая экономика, сделавшаяся фетишем последнего десятилетия. Но в какой-то момент прозвучали нужные слова, пункт назначения был назван: экономика знаний, концепция которой зародилась за период с 2001 по 2005 гг., главным образом в результате научного осмысления передового опыта корейцев в так называемом "менеджменте знаниями". Тогда же были названы опорные точки экономики, основанной на знаниях:
Как видно, цифровая экономика в этой схеме представляет собой лишь составную часть экономики знаний. "Всесильная цифра", на которую сегодня иные уповают, - бесполезна, беспомощна и даже вредна без наличия в обществе соответствующих экономических знаний. Реально дееспособная и продуктивная цифровая экономика не может быть иной, кроме как экономикой знаний. И это предполагает, что не цифровые технологии сами по себе возьмут на себя функцию двигателя в экономическом механизме. На самом деле двигателем станут работать генераторы знаний - учебные заведения. Молодые специалисты не застали те времена, когда вузы опережали экономику. Но мы с вами, люди старшего поколения, прекрасно помним, как университеты и институты генерировали, точно из рога изобилия, многочисленные разработки, которые просто не успевали внедряться в народное хозяйство: рационализаторские идеи, изобретения, технологические процессы, управленческие решения. И мы помним, как ворчали на советскую бюрократию за волокитство и нерасторопность в этом вопросе. Мир стремительно меняется, и России сегодняшней в еще большей степени, чем СССР, остро необходимо, чтобы вузы со значительным опережением генерировали смелые инновационные разработки. А бизнес (банки, компании, предприятия) не успевал бы эти разработки внедрить и освоить. В связке "вуз - банк" кто-то обязательно является опережающим, а кто-то догоняющим, иные отношения невозможны. И для страны, для экономики, для науки гораздо полезнее, когда в роли опережающего выступает вуз, то есть мозговой центр, а в роли догоняющего - банк. Чтобы телега была не впереди, а позади лошади. Вот тогда у России получится построить экономику знаний. В противном случае вместо экономики знаний страна войдет в цифровой тупик. Заметьте, выбраться из которого будет очень трудно, поскольку мозговые центры нации (вузы) попадут на позицию догоняющих, а значит - вечно отстающих. Избежать подобного цифрового тупика поможет, помимо прочего, непрерывное совершенствование программ высшего образования на базе тесного сотрудничества между вузами и банками. А.В.Дерендяев, директор Агентства "ВЭП", председатель регионального отделения ФинПотребСоюза Реклама
|
|
|
|