| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Современные инструменты электронного обучения в цифровой экономикеАвтор: Гуляевых К. В., студентка 2 курса направление подготовки Управления персоналом, Международный Институт Дизайна и Сервиса (Челябинск, Россия) Научный руководитель: Полушина И.С., кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и управления, Международный Институт Дизайна и Сервиса (Челябинск, Россия) Modern e-learning tools in the digital economyАннотация. В статье подчеркнута актуальность и значимость электронного обучения, рассмотрены его основные инструменты как одного из самых мобильных видов обучения в условиях цифровой экономики. Проведен сравнительный анализ платформ данного обучения, практики их использования в деятельности предприятий. При помощи анкетирования выявлены предпочтения обучающихся вузов по элементам электронного обучения. Ключевые слова: электронное обучение, цифровая экономика, платформа, персонал. Abstract. The article emphasizes the relevance and importance of e-learning, its main tools are considered as one of the most mobile types of learning in the digital economy. A comparative analysis of the platforms performed for this learning and the practice of their use in the activities of enterprises. Using the questionnaire, the preferences of students in universities on the elements of e-learning were identified. Keywords: e-learning, digital economy, platform, staff. На сегодняшний день, обучение и образование является актуальной перспективой у молодого поколения. Большое количество абитуриентов поступают в университеты, более 2 млн. студентов в 2018 и 2019 году, выпускники вузов начинают трудоустраиваться, более 40 ? 50 %, а уже сформировавшиеся сотрудники стараются все чаще и чаще повышать свою квалификацию [4]. Обучение ? это процесс непрерывный и имеет как минимум два вида:
США и Канада в настоящее время занимает лидирующую позицию на рынке электронного образовании ? более 50%. На втором месте Азия, затем Европа и Россия. По данным мировой статистики, в 2015 году рынок электронного обучения достиг 107 млрд. долларов, а к 2025 году данная отметка планируется удвоиться, так же растет число обучающихся [1]. На сегодняшний день электронное обучение набирает все более высокие рейтинги, обретает новые платформы по обучению персонала и не только. В условиях цифровой экономики спрос на такой вид обучения можно объяснить простейшими факторами: с каждым годом требования к персоналу и к знаниям персонала возрастают все больше, ИТ ? технологии начали широко внедряться в трудовую деятельность организаций. В условиях цифровой экономики, подобные нововведения в системе обучения обусловили необходимость в создании более удобной, мобильной, и в то же время высококачественной подготовки персонала, но так как традиционные системы обучения не имеют возможностей соответствовать данным факторам, возник поиск альтернативного обучения. Электронное обучение или E ? learning ? это молодая, но уже вполне сформировавшаяся отрасль на стыке образования и информационных технологий. В соответствии с приказом Минобрнауки ?Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения и. т. д.?[7], электронное обучение стало официально регламентировано. Существует несколько современных подходов к трактовке понятия ?электронное обучение? (таблица 1). Таблица 1 ? Современные понятия ?электронного обучения?
Таким образом, большинство авторов выделяют следующие характеристики: обучение, с использованием информационных технологий, интернета; обучение, компенсирующее недостатки традиционной формы обучения и. т. д. Электронное обучение предполагает процесс обучения, при котором используются в первую очередь информационно ? коммуникационные технологии. Система обучения e ? learning включает себя такие виды обучения как электронные курсы, игры, тестирования, упражнения различного рода деятельности и. т. д. В том числе, в состав данного обучения входит инструменты авторинга ? разновидность ПО, используемых для создания электронных курсов. Все эти программы являются специализированными, и потому их обычно проще освоить, чем все ?отдельные? инструменты для создания курсов. Анализ традиционных форм и электронного обучения позволили выявить следующие преимущества: 1. Учебные материалы всегда доступны в любое время и в любом месте 2. Учащиеся овладевают возможностями информационных технологий. 3. Возможность настроить процесс обучения под себя и свои запросы и потребности. Успешность электронного обучения подтверждается уже созданными порталами и платформами, которые широко распространили свое пользование среди организаций (таблица 2). Таблица 2 ? Платформы электронного обучения и их характеристика
По данным сообщества eLearning PRO, которое составляет более 200 человек, платформу электронного обучения WebTutor использует около 55 % опрошенных. В том числе, платформа для электронного обучения Moodle, среди вузов составляет 62% [10]. Рассмотренные платформы электронного обучения имеют ряд преимуществ для систематизации и автоматизации работы и обучения персонала, но, несмотря на это обладают следующими недостатками:
Тем не менее, все указанные параметры не делают электронное обучение неполноценным, это лишь некоторые нюансы которые, возникают в ходе учебы в определенные моменты, и они вполне решаемы. АО Альфа Банк является лидером по использованию электронного и дистанционного обучения, так как 23 тысячи сотрудников не могут сразу пройти очное обучение. Данный банк использует свою платформу для электронного обучения ? Alfa personal в рамках которой персонал проходит адаптацию, узнает все последние новости компании, мероприятия и.т.д. Ранее в банке численность работников отдела обучения составляла 55, на сегодняшний день ? 35 человек. Директор по обучению персонала Альфа Банка отмечает, что данное обучение дает для компании множество плюсов: экономия ресурсов, в том числе это экономит время самих сотрудников, так как обучаться можно в любом удобном месте. Использование электронного обучения позволяет решить проблемы по организации и обучению, прежде всего продажам. АО Альфа Банк постоянно работает над совершенствованием системы электронного обучения, создавая новый контент, наполнение курсов, тестирование для проверки знаний. Судя по опыту компании в данной индустрии, можно отметить, что Альфа Банк не заменит полностью традиционные формы обучения электронным, а будет искать новые форматы их комбинации (bland learning). С целью выявления предпочтений обучающихся вузов и выпускников и отношения их к инструментам электронного обучения нами было проведено анкетирование среди 154 человек. Только 5,8% опрошенных отрицательно относятся к электронному обучению, а наибольший процент (48%) относится к нему нейтрально. При этом 50% опрошенных хотели бы попробовать инструменты электронного обучения. Но также, по мнению 16% опрошенных электронное обучение категорически не сможет заменить никогда традиционные формы обучения, но все же 72% опрошенных ответили, что данные виды обучения буду только дополнять друг друга. Положительным моментом является и то что 41% опрошенных уже используют платформы для электронного обучения и считают данный вид обучения удобным в использовании (48%). Таким образом, в условиях цифровой экономики, с высокой динамикой технологических и информационных процессов в мире, роль электронного обучения среди персонала, студентов и выпускников возрастает, а работа предприятий уже недопустима без постоянной возможности повышения квалификации сотрудников, чему поспособствует данный вид обучения. Список литературы:
Реклама
|
|
|
|