| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формирование структуры банковского рынка РоссииАвтор: Андарбуа С.Б., бакалавр Научный руководитель: Якунин С.В., доктор экономических наук, профессор Аннотация: Статья посвящена использованию новейших технологии, для снижения затрат и одновременно минимизации воздействия санкций банкам. В статье отмечается, что внедрение данных технологий банками послужит основой для перехода их на качественный уровень технологического развития.
В 2011 г. отмечалось, что государство стремясь к формирование конкурентоспособного национального банковского сектора осознанно проводит политику на "принудительное"? укрупнение банков. Целью на тот момент времени было создание банков, которые могли бы занять определенное место на мировом рынке глобальной олигополии. Однако ужесточение экономических санкций потребовало пересмотра и ускорение в принятии решений по изменению всей структуры банковского рынка России. Известно, что в рыночных условиях на основе точного определения структуры затрат на оказание того или иного вида услуг банк рассчитывает такие цены, которые позволили бы ему довольно долго работать с достаточной прибылью и были бы приемлемы для широкого круга клиентов банка, вместе с тем подавляли бы стремление конкурентов бороться за лидирующее положение на рынке [Якунин, 2011]. Переход к "жесткой" сегментации банковского рынка по клиентам значительно упрощает данную задачу. Соперничающие фирмы "автоматически" ставятся в худшие условия, т.е. практически уходят с рынка. Ценовой лидер банк обслуживающий определённый сектор экономики становится не частичной монополией, а полным монополистом по обслуживанию данного направления экономики страны и говорить о конкурентном окружении в данных условиях затруднительно. Соответственно долгосрочные цели доминирующего банка в "переманивании" потенциальных клиентов из других банков, оставляя при этом за собой всех своих предыдущих клиентов в данных условиях сегментации обслуживания клиентов полностью отпадает. Все клиенты банка заранее известны и определены в директивном порядке. Глава Банка России Эльвира Набиуллина отмечает, что конкуренцию в секторе должна обеспечиваться за счет развития инфраструктуры для цифровых финансов [16]. Для снижения затрат и одновременно минимизации воздействия санкций банкам следует активно начинать использовать новейшие технологии например систему распределённого реестра или блокчейн. Sberbank CIB и Национальный расчетный депозитарий (НРД) в мае 2018 г. протестировали на регулятивной площадке Банка России технологию проведения сделок по привлечению финансирования путем первичного размещения токенов. Эмитентом выступила управляющая крупнейшим коммерческим лекторием в Москве компания LevelOne. На панельной сессии "Финансовый центр и офшор на Дальнем Востоке" в сентябре 2018 г., прошедшей в ходе Восточного экономического форума (ВЭФ) было озвучено, что ЦБ РФ успешно провел экспериментальное ICO в рамках "регулятивной песочницы". По мнению специалистов технически все прошло успешно, но осталась масса вопросов с юридической точки зрения [22]. Страны входящие в Евразийский экономический союз активно внедрят данную технологию. В марте 2018 г. Национальный банк Казахстана осуществил запустил реализацию своих краткосрочных нот внутри страны через мобильное приложение с использованием блокчейна. Резиденты могут в режиме онлайн покупать и продавать облигации с любого устройства, без брокеров, дилеров, комиссий и налогов через приложение Invest которое доступно в Play Market и App Store, При расчетах по операциям с нотами будут использоваться электронные деньги, эмитированные Национальным Банком Республики Казахстан. В декабре 2017 г. в Белоруссии подписан декрет "О развитии цифровой экономики". Главная цель данного документа, создание условий для открытия представительств мировых IТ- компаний. Дальнейшее затягивание с принятием законов в России о развитии цифровой экономике однозначно трактующих участников данного рынка, их права и обязанности может привести к уходу участников IT-рынка в юрисдикции других стран. В настоящее время процесс девальвации национальных валют в странах с развивающейся экономикой несёт риски. Однако особенность рисков на российскую экономику заключается в ужесточении санкций и невозможности переоформления/пролонгации валютных обязательств отечественных банков. Повышение курса национальной валюты России выше 70 рублей за доллар США в соответствии с версией "Базель 3" действующей в РФ может привести к списанию субординированных инструментов, в частности, невыплате купонов по бессрочным субординированным евробондам. Для преодоления данного сценария банкам необходимо будет привлечь дополнительный капитал или пойти на "смягчение" нормативов. Первый вариант в сложившихся условиях на наш взгляд выполнить затруднительно. Именно поэтому министр финансов А. Силуанов отметил, что российским банкам в условиях действующих санкций имеет смысл рассмотреть вопрос о смягчении реализации положений "Базеля III" [13]. Последний раз, масштабная поддержка банков за счет смягчения регулятивных требований была проведена в 2014 г. Так в части расчета обязательных нормативов Письмом Банка России от 18.12.2014 - 211-Т кредитным организациям было предоставлено право использовать до 1 июля 2015 г. при расчете пруденциальных нормативов по операциям в иностранной валюте официальный курс рубля, установленный Банком России на 1 октября 2014 года. Это было объяснено необходимостью стабилизации финансового положения банковского сектора. Однако как мы видим, формирование банковской системы с доминированием крупнейших государственных банков не способствовало созданию банковской системы, которая могла бы стабильно функционировать в современных экономических условиях. Отдельно выделяется риск свойственный России, это риск перераспределения средств (активов) с помощью финансового рынка в пользу государства. По своей сути именно финансовый рынок способствует формированию рыночной экономики. Однако создание для ряда крупнейших банков особых условий функционирования, ведёт к возникновению ситуации двойной конкуренции как в 2011 г. [Якунин, 2011]. Если раньше "приближенность" банка к государству выступала главным дополнительным фактором, который оказывал влияние на его деятельность, то в настоящее время ужесточение конкуренции среди государственных банков, в условиях введения новых санкций со стороны западных стран, может стать тормозом для реструктуризации банковской системы. Сегодня, из десяти пять крупнейших государственных не имеют доступа на финансовые рынки капитала из-за санкций [19]. Таким образом, внутри страны ужесточается борьба за финансовые рынки, которая приведёт к его перераспределению в пользу банков, которые имеют лоббирующих их интересы. Например, при формировании на базе Промсвязббанка специального банка для обслуживания предприятий военно-промышленного комплекса и выполняющих гособоронзаказа сталкивается с отказом передачи оборонных активов и капитала. Мы считаем, что дальнейшие пути и механизмы трансформации отечественной банковской системы будут происходить в рамках одного сценария, который будет зависеть от степени ужесточения экономических санкций. Банковская система с целью сохранения стабильности экономической ситуации будет быстрее медленнее или быстрее трансформироваться путём дальнейшее огосударствление банков. Санкции в отношении компаний из России постоянно ужесточаются с 2014 г. В середине марта 2014 года был введён в действие первый пакет санкций. Предусматривалось замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки. Помимо указанных ограничений, было также предпринято сворачивание контактов и сотрудничества с Россией и российскими организациями в различных сферах. В апреле 2018 г. Минфин США в начале апреля ввел санкции в отношении ряда российских должностных лиц, бизнесменов и компаний. Включение в список подразумевает заморозку активов, арест недвижимости и счетов физлиц и юрлиц на территории США. Американским гражданам запрещено вести бизнес с санкционными компаниями, разорвать с ними контракты. Компаниям, которые вошли в санкционный список государство оказывает регулятивные преференции. В настоящее время ЦБ разрешил банком, которые осуществляют кредитование компаний находящихся в санкционных списках не ухудшать оценку риска по этим кредитам, а также не досоздавать резервы по ним. Потери банковского сектора от новой волны санкций оцениваются в 80-100 млрд рублей. Банк России и Министерство финансов РФ обсуждают дополнительные меры поддержки банков, кредитующих компании, которые попали под введённые апрельские санкции 2018 г. В настоящее время ЦБ РФ и ФАС разработали комплекс мер содействующих развитию конкуренцию на финансовых рынках [19]. Для развития конкуренции на финансовом рынке в целом рекомендуется определить политику участия государства в капитале финансовых организаций, в том числе для обеспечения финансовой стабильности и повышения финансовой доступности. Согласно докладу наиболее перспективной, возможностью развития конкуренции в сложившейся модели банковского сектора является создание благоприятных условий для деятельности финансовых организаций, входящих в конкурентное окружение лидера. Лидером стали банки с государственным участием и их ближайшим окружением также являются банки с государственным участием. Ряд обстоятельств перечисленных в докладе приводят к получению рассматриваемой группой банков нерыночных преимуществ перед конкурентами, затрудняют или практически исключают возможность конкурентной борьбы с ними и могут привести к различного рода негативным последствиям. Внедрение крупнейшими банками программ по обработке большого массива данных способствуют получению ими дополнительных преимуществ. По оценкам CNews, бюджет подобного проекта по внедрению Big Data в банке для ограниченного числа задач, например скоринга, может составлять около 500-1000 тыс. долл США [21]. Региональные банки в силу высокой стоимости программного обеспечения по накапливанию и обработке этих данных фактически потерпели поражение в конкурентной борьбе за лучших клиентов. Это в свою очередь будет вести к переходу лучших клиентов в крупнейшие банки и возникновение альтернативного рынка по кредитованию организованного банками не имеющих возможности вести конкуренцию с крупнейшими банками. Рассматривая данный сценарий мы используем банковский рынок Китая на котором доминируют государственные банки. Исследователи отмечают, что существующие ограничения по доступу на рынок традиционных банковских продуктов привели к появлению новых финансовых посредников и возникновению нерегулируемого рынка услуг по кредитованию Китая [Mainland China Banking Survey Banking, 2014]. Российская специфика на наш взгляд заключается в развитие P2P кредитования. Платформы (Loanberry.ru, bezbanka.ru, townmoney.ru, penenza.ru. и др.) в интернете предлагающие услуги по размещению и предоставлению займов денежных средств в России. В настоящее время участники рынка озабочены пристальным вниманием со стороны регулирующих органов и возможное усиление государственного регулирования. В 2017 году правительство заинтересовалось краудфандингом. Центробанк подготовил "дорожную карту" для краудфандинга в России, предусматривающую разработку системы регулирования этого сегмента, включая p2p-кредитование. Пристальное внимание со стороны мегарегулятора вызвано тем, что микрофинансовые организации стали рассматривать нерегулируемый на данный момент сектор р2р как способ "уйти" от мегарегулятора. Результатом развития и совершенствования станет создание новых платформ, которые будут создаваться, как на базе банков решивших уйти с рынка, так и микрофинансовых и микрокредитных организаций в результате ужесточения регулятивных норм к ним, с другой стороны это будет заставлять ускорить регулирование данного сектора мегарегулятором. История развития платформ по р2р кредитованию будет развиваться по схеме внедрения регулирования микрофинансовых организаций, которые фактически "выпали" из регулирования до 2014 г. Только после формирования рынка и установления устойчивого спроса на предлагаемые продукты (объем рынка достиг 50 млрд руб.) мегарегулятор был готов вести диалог и обозначить "правила игры" на рынке МФО. Мы считаем, что мегарегулятор применяет тот же подход по регулированию р2р кредитования. Во-вторых, риск ужесточения регулирования р2р-платформ со стороны мегарегулятора, заставит искать как традиционные, так и нетривиальные способы уходы от его "опеки". В данном случае существуют традиционные способы с использованием тех продуктов и услуг, которые представляются самими государственными банками. Как не парадоксально банки сами способствуют их внедрению. Так согласно последним данным, россияне переводят с карты на карту больше денег, чем тратят по ним в магазинах. В 2017 г. прочие операции выросли до 19 трлн руб., из них 13,6 трлн руб. по картам Сбербанка. Таким образом, это вдвое больше чем годом раньше. На Сбербанк приходиться 68% всех переводов в стране. К сожалению, невозможно установить количество граждан использующих пластиковые карточки для р2р кредитования между собой. Нетривиальным способом ухода из под опеки мегарегулятора является использование технологии блокчейн и проведение ICO (первичное предложение монет, первичное размещение монет). Данная форма осуществляется в виде привлечения инвестиций путём продажи инвесторам фиксированного количества новых единиц криптовалют полученных в результате эмиссии. Именно данный фактор на наш взгляд заставляет мегарегулятор более ?осторожно? разрабатывать юридическое сопровождение техническим процессам в рамках технологии блокчейн и ICO. Исследователи регулирования финансового рынка отмечают, что генезис теневого бизнеса лежит в плоскости факторов, общий смысл которых можно свести как к парадоксальному сочетанию ?недорегулированности? и ?зарегулированности? открытого банковского сектора, так и к фрагментации финансового сектора [Джагитян,2014]. Затягивание с принятием закона о криптовалютах и блокчейне в России позволяет также говорить о правомерности вероятности развития теневого финансового рынка аналогично китайскому и для экономики нашей страны. Как показало исследование данной темы, огосударствление банковской системы началось с формирования специфической структуры банковского олигопольного рынка России, которая осуществлялась эволюционным путём. Однако ужесточение как внутренних условий ведения банковского бизнеса, так и внешних условий, прежде всего введение санкций потребовали пересмотра и изменения структуры финансового рынка и прежде всего банковского рынка играющего главную роль в обслуживании отечественной экономики. В результате формирования новой структуры банковского сектора страны государственные банки буду обслуживать клиентов исходя их секторального принципа. Это будет способствовать ужесточению конкуренции между государственными банками, которая будет приобретать своеобразные черты борьбы за клиента. Вхождение ряда банков в санкционный список и его расширение будет способствовать изменениям ?правилам игры?, так как именно данным банкам будет затруднительно привлекать зарубежный капитал, что негативно может сказаться на издержках отрасли. Ужесточение регулятивных норм организаций работающих в правовом поле банковского сектора и затягивание с регулированием новых инновационных направлений приведёт к появлению ?серых? финансовых посредников и возникновению нерегулируемого рынка услуг по кредитованию в сети интернет. В настоящее время необходимо внедрение государственными банками инновационных технологий. Например, запуск приложений по реализации собственных облигаций (для нерезидентов и резидентов) через мобильное приложение с использованием технологии блокчейн, что позволит им снизить трансакционные издержки и одновременно минимизировать последствия санкции. Наибольшее влияние на структуру банковского рынка России в долгосрочной перспективе будет оказывать мегарегулятор финансового рынка. Он должен будет поддерживать с одной стороны стабильность финансового рынка, а с другой баланс сил на данном рынке через разумное регуляторное воздействие на участников данного рынка. Список литературы1.Авдашева С., Шастико А. Конкурентная политика в условиях кризиса //Стратегии социально-экономического развития России: влияние кризиса. Часть 2. М. Институт современного развития. 2008. С.77-82. 2.Джагитян Э. П. Реформа банковского регулирования в Китае: особенности регулятивного континуума и системные риски // Деньги кредит. N12. 2014. C.51-62. 3.Князева И. В. Историко-экономический экскурс: генезис монополизма и конкуренции в экономике России // Современная конкуренция. 2016. Том 10. N5(59) C.5-27. 4. Радаев В. В. Конкуренция как социально укорененный процесс//Альманах: Конкуренция и конкурентная политика. Т.6. М. Экономическая школа. 2008. С.63-78. 5.Седлов Д. Спасение "Атлантов": станет ли санация Бинбанка и "Открытия" началом банковского кризиса Доступно по адресу: ( http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/350469-spasenie-atlantov-stanet-li-sanaciya-binbanka-i-otkrytiya-nachalom) (доступно 29.04.2018) 6. Шастико А., Авдашева С., Голованова С. Конкурентная борьба в период кризиса// Вопросы экономики, N 3, Март 2009, C. 54-69 7.Якунин С. В. Особенности формирования олигопольной струкутры банковского рынка России //Современная конкуренция. 2011. N6(30). C.70-79. 8. Brau C. Regulatory reforms and convergence of the banking sector: evidence from China / C. Brau, D. Dahl, H. Zhang, M. Zhou // Managerial Finance. - 2014. Vol. 40, N 10. P. 956-968. 9. Dirk Heremans Regulation of banking and financial markets. Encyclopedia of Law and Economics, 5850, Edward Elgar Publ., London, 1998, P. 950-986. 10.Leigh Drake Costs and efficiency in banking: a survey of the evidence from the US, the UK and Japan // Handbook of International Banking. Edward Elgar Cheltenham, UK Northampton, MA, USA. 2003. P. 283-326. 11. Mainland China Banking Survey Banking 2014. - KPMG Huazhen, 2014. Available at: (https://home.kpmg.com/cn/en/home/insights/2014/11/mainland-china-banking-survey-201411.html) (accessed 29.04.2018) 12. https://www.acra-ratings.ru/about/articles/317 14.http://institutiones.com/general/2588-sravnitelnyj-analiz-rossijskoj-kitajskoj-modelej-bankovskix-sistem.html 15. https://milknews.ru/index/rostagro-fond-dolgov.html 16. https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2018/08/08/777626-fond-plohih-dolgov 17. https://rg.ru/2018/09/06/nabiullina-zaiavila-o-vyvode-bolshinstva-slabyh-bankov-s-rynka.html 18. http://www.cbr.ru/StaticHtml/File/41186/20180607_report.pdf 20. https://arb.ru/upload/iblock/4f5/CBRF--20180607_report.pdf 21. http://www.cnews.ru/articles/skolko_stoit_big_data 22. http://криптосоветник.рф/tsb-rf-protestiroval-ico-v-regulyativnoj-pesochnitse/ Реклама
|
|
|
|