| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Пять мыслей о сертификацииОрганизатор открытых сертификаций для банковских специалистов Агентство «ВЭП» приветствует гостей сайта! Специально для участников тестирования по профессиональным стандартам нами подготовлена серия статей "Пять мыслей о сертификации", в которых нам хотелось бы поделиться с читателем некоторыми полезными наблюдениями, затрагивающими последние тенденции в банковской сфере. Одной из ключевых тенденций такого рода является отраслевая конкуренция, непрерывно растущая в последние полгода. Сегодняшняя конкуренция – это не просто перетягивание одеяла, но настоящая война за клиентов, инвесторов и партнеров, победа в которой означает, что кредитная организация останется в русле денежного потока и таким образом доживет до лучших времен.
Мысль N1: СЛЕПОЙ ВЕДЕТ СЛЕПОГОКак обычно ведется конкурентная борьба? К сожалению, бездумно и непрактично. Банки не столько занимаются внутренними улучшениями, сколько озираются по сторонам, изучая действия конкурентов в желании обнаружить у них (и перенять себе) какую-нибудь «хитроумную технологию», способную решить все проблемы разом. На самом же деле ничего «хитроумного» перенять не удастся, поскольку: нет лекарства от всех болезней; никто не придумает ничего «хитроумного», пока все следят друг за другом; нет гарантий, что образец для подражания завтра лопнет. Десятки тысяч специалистов, участвовавших в открытых сертификациях Агентства «ВЭП», подтвердят вам, что и в период кризиса, и в период стабильности для кредитной организации одинаково важно не озираться по сторонам в поисках готовых решений, а приложить максимум усилий к управлению качеством знаний у персонала. Подлинно результативная технология – контролировать квалификацию кадров и стимулировать их к постоянному развитию, обучению путем периодической оценки знаний. Качество человеческого капитала служит ведущим и максимально выгодным конкурентным преимуществом. Выгодным уже хотя бы потому, что его у вас не смогут перенять: знания нельзя сымитировать – они либо есть, либо их нет. Кто строит долгосрочные планы развития бизнеса, должен опираться именно те конкурентные преимущества, без которых завтра в деле останутся его серьезные конкуренты – крупные игроки. Делайте ставку на знания своих сотрудников в войне за клиента, не полагаясь на заимствования. Несамостоятельная политика непродуктивна, это ничто иное, как слепое копирование. «А если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Евангелие от Матфея, 15:14). Мысль N2: ИМИДЖ НЕ КУПИШЬТочно, имидж можно только заработать собственными стараниями и усилиями. Сказанное непосредственно касается, в том числе, имиджа кредитной организации – того самого заветного средства выстраивать новые партнерские связи, привлекать инвесторов, убедительно держаться с клиентами. По карману ли современному банку купить имидж? Поразмыслив хорошенько, вы признаетесь себе, что нет. Быстрый эффект дает только массированная реклама в виде серии последовательных, стратегических рекламных кампаний. Увы, такая реклама слишком дорога, так что от нее вынуждены отказываться даже крупнейшие банки России. И вдобавок сегодня она затмевается мусорными рейтингами, выставленными нашим банкам аж до 2017 года «непредвзятыми» международными агентствами. (Впрочем, слово «международными» тоже следовало поставить в кавычках, поскольку все они находятся в американской юрисдикции и, в частности, «Standard & Poors» до сих пор должны уплатить дяде Сэму 80 млн. долларов за попытку занизить рейтинг США в 2011 году.) Агентство «ВЭП» (не рейтинговое!) предлагает российским банкам обратить внимание на более действенные и надежные долгосрочные стратегии имиджевой политики. Например, на стратегию, основанную на безупречной квалификации персонала. Вообразите сценку из повседневной банковской рутины: Клиент. А почему вы предлагаете мне «Мастер Кард». Герой моего любимого сериала ходит с карточкой «Виза». Между ними есть разница или нет? Оператор. Ой… ну… в общем-то нет… как бы… Вот так рушится бизнес. Понравится ли клиентам, инвесторам, партнерам (нужное подчеркнуть) банк, персонал которого некомпетентен, имеет низкую квалификацию? Разумеется, не понравится. Глубокие, «железные» знания всего персонала сверху донизу – лучшая реклама для кредитной организации. Сотрудник банка должен быть готов ответить на любой вопрос по своему профилю: на презентации перед инвесторами; на переговорах с потенциальным клиентом; на подписании договора с вкладчиком и т.д. Агентство «ВЭП» приглашает банки принять участие в наших открытых сертификациях, в ходе которых проводится дистанционная оценка знаний сотрудников – банковских специалистов, – причем фактически без отрыва от рабочего места. Управляйте квалификацией персонала, учите сотрудников отвечать на вопросы, осваивайте профессиональные стандарты. И можно точно сказать, что с такой стратегией затратная реклама вам не понадобится. Мысль N3: ИНТЕРЕСЫ БАНКА – НА ПЕРВОМ МЕСТЕЗалог победы в конкурентной борьбе – защита своего банка и его бренда от недобросовестной конкуренции (НДК). Правовой институт защиты от НДК имеет самостоятельное значение и направлен на защиту прав и законных интересов различных участников рынка. Поскольку традиции антимонопольного законодательства исторически исходят из сложившихся в XIX в. правоотношений по поводу охраны исключительных прав на объекты промышленной собственности, то сегодня защита от НДК охватывает и охрану исключительных прав на средства индивидуализации. Недобросовестная межбанковская конкуренция, наносящая ущерб бренду кредитной организации, по статистике Федеральной антимонопольной службы, проявляется преимущественно в следующих ситуациях: а) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; Таким образом, получение рыночных преимуществ за счет неправомерного использования ресурса чужого банковского бренда является ключевым признаком в правовой конструкции НДК в сфере исключительных прав на средства индивидуализации. При этом под использованием бренда следует понимать эксплуатацию узнаваемости и коммерческой ценности какого-либо из тех средств индивидуализации (или их всех), за счет которых формируется этот бренд. Не вызывает вопросов и возражений то утверждение, что защита интересов банка от НДК требует высокой квалификации управляющего персонала, прекрасно знакомого с положениями антимонопольного законодательства, законодательства о финансовой рекламе, о фирменном наименовании кредитной организации и т.д. Недостаточная компетентность сотрудников чревата для банка большими проблемами, которые станут лишь обостряться по мере обострения кризиса. Открытые сертификации Агентства «ВЭП» рассчитаны не только на персонал фронт-офиса. Агентством разработаны тесты на базе профессиональных стандартов для управленцев среднего и высшего звена, принимающих ответственные решения по защите своей организации от НДК. Мы будем рады оказать вам помощь в контроле за знаниями, потому что убеждены в полезности сертификации кадров для нужд антикризисного управления. Мысль N4: АНТИКРИЗИСНОЕ РЕШЕНИЕКонтроль знаний персонала – здравое, по-настоящему антикризисное решение. Кто-то может не поверить и сказать, что на самом деле в кризис надо о другом думать… О чем же? Если только вы не задумали закрыть свой банк, то что может быть важнее качества человеческого капитала? Ведь судьба кредитной организации банка зависит от слаженной и эффективной работы команды, то есть в конечном итоге – от квалификации работников. И статистика это подтверждает. Опыт кризисного периода 2007–2009 гг. показал высокую вовлеченность кредитных организаций в мероприятия Агентства «ВЭП». В тот момент банковские руководители проявили исключительную прозорливость и предусмотрительность, верно расставив приоритеты: в сложившейся ситуации было правильным бросить максимум усилий на кадровую политику и контроль знаний персонала.
Динамика участия в мероприятиях «ВЭП» (в %% от числа участников за 14 лет) Из прошлого кризиса российская кредитно-финансовая система вышла с честью; совокупная прибыль банков в Нельзя управлять знаниями персонала без систематической оценки его профессиональных знаний. Встройте в жизнь Вашего банка участие сотрудников в регулярных открытых сертификациях, и Вы получите результат в виде высококвалифицированного персонала. То есть такого персонала, который способен реализовать вашу антикризисную программу. Мысль N5: ТЕСТ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬПодведем итог нашим размышлениям о значении и пользе сертификации специалистов путем тестирования по стандартам. Необходимость контроля знаний не вызывает ни у кого возражений. Однако почему мы верим в тестирование? Не найдется ли более эффективных способов обучения и тренинга? К сожалению, придется констатировать, что никаких других, столь же действенных инструментов управления качеством человеческого капитала нет. Если о мастерстве ювелира судят по верности его глаза и точности рук, то в банковском деле доказательством профессионализма служит умение отвечать на вопросы. В течение дня банковский сотрудник в силу должностных обязанностей постоянно кому-то отвечает. Например, по телефону в разговоре с клиентом. В кабинете у директора, «на ковре». На презентации перед инвесторами. Тест, таким образом, является правдоподобной имитацией типовых рабочих ситуаций. А если подходить к проблеме философски, то тестирование имитирует повседневную жизнь каждого. Наше общение с окружающими день за днем сквозь годы – это, по сути дела, поиск ответов на бесчисленные, вновь и вновь появляющиеся вопросы:
И так далее. Вы поняли нашу мысль. Вся жизнь человеческая – это один сплошной тест! Но и это далеко не все. Дело в том, что сертификация не сводится к обычной экзаменации, так как открывает более широкие горизонты долгосрочного управления персоналом. Сертификация поощряет саморазвитие работников, облегчает формирование кадрового резерва, структурирует рынок труда, фиксирует планку требований к профессионалам, способствует росту высокопроизводительных команд из специалистов финансовой отрасли. Ясно, что банкам без сертификации никуда. Реклама
|
|
|
|