| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Сертификация — залог успешной самореализации профессионалаСистема высшего экономического образования в России периодически подвергается уничижительной критике, в связи с чем перед банковским сектором встает вопрос о будущем подготовки финансистов. Нужна ли стране сложившаяся высшая школа или стоит заменить ее на знаменитую болонскую систему? А если оставить все как есть, то каким образом повышать профессионализм молодых кадров в соответствии с запросами работодателя, которым вузовские выпускники очень часто не соответствуют? Совершенно очевидно, что российским банкам выгодно сохранение прежней системы образования, заложенной М.В. Ломоносовым свыше двух столетий тому назад, в виду наличия у этой системы нескольких знаковых преимуществ. Первое из них уже однажды сформулировал лидер нации В.В. Путин: «Хочу подчеркнуть: российское образование — по своей фундаментальности — занимало и занимает одно из ведущих мест в мире. Утрата этого преимущества абсолютно недопустима». Банковское дело охватывает все сферы экономической и общественной жизни, влияет на политику, а потому работающие в кредитных организациях специалисты не могут функционировать как ограниченные клерки: таким сотрудникам требуется целостность мышления и эрудиция, которые обеспечиваются лишь фундаментальным образованием. Следующее преимущество имеет финансовый характер. Наши вузы до сих пор, несмотря на внешнюю критику и реформистские поползновения, в состоянии готовить специалистов в более экономичном режиме, чем западные, удерживая уровень затрат на порядок ниже, чем при болонской системе. Естественно, банку выгодно получить высокое качество при минимуме затрат. И последнее преимущество состоит в особом укладе российских вузов, формировавшемся на протяжении 250 лет. Наш уклад предполагает тесные личные отношения между преподавателем и студенческой группой по схеме «мастер — подмастерья». Тем самым студент впитывает личный опыт наставника и попутно приобретает начальные навыки слаженной командной работы. Это дополняет теоретические (книжные) знания. Болонская конвенция предполагает обезличенные отношения, основанные на купле-продаже знаний, что не повысит компетентности выпускников. Таким образом, из всех плюсов западной (болонской) системы высшего образования, в сравнении с отечественной, единственным и неоспоримым остается упор на интеграцию выпускника в международное деловое сообщество за счет умения «красиво подать себя» и в итоге реализовать полученные знания. Российские выпускники не готовы к самореализации (самоактуализации!) и интеграции в деловую среду, отчего неспособны адекватно применять свои знания на практике. Разумеется, неумение применять знания ведет к тому, что молодой специалист быстро их утрачивает. Нередко утрата начинается еще в вузе по мере того, как студент осознает отсутствие у него перспектив самоактуализации и теряет мотивацию к проф.обучению. Одновременно наблюдается и встречный процесс. Столкнувшись со слабой мотивацией учащихся, профессура позволяет себе непростительную халатность. Например, искусственно упрощает учебный материал, подменяет образовательную программу слепо скопированными у зарубежных коллег суррогатами, отказывается от изучения требований реального работодателя и т.д. — вплоть до участившихся случаев позорного манкирования обязанностями иными лекторами, которые выходят к аудитории, не зная темы и оперируя сомнительными фактами из «Википедии». Ранняя сертификация (молодых кадров, включая выпускников) предоставляет банкам мощное средство селекции специалистов, что не замедлит сказаться на качестве подготовки вузовцев. Учебные заведения, предпочитающие разрекламированные «импортные» пособия и игнорирующие актуальные потребности российского банка, окажутся перед необходимостью радикально пересмотреть свою шкалу ценностей и, следовательно, усиленно и творчески развивать потенциал отечественной системы высшего образования. Реклама
|
|
|
|