Открытое тестирование Итоги Чемпионата Участникам О Чемпионате Официальные наблюдатели Партнёры Календарь мероприятий Архив мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

30.09.2024

Банкам стало тесно в привычном формате.

Почему выгодна трансформация в экосистему с маркетплейсами и аптеками
Банки все чаще разрастаются до экосистем, вслед за ними могут пойти маркетплейсы
Банкам стало тесно в привычном формате. Все чаще они трансформируются в экосистемы, включающие в себя не только финансовые сервисы, но и аптеки, маркетплейсы и даже онлайн-кинотеатры. Опрошенные "РГ" эксперты считают, что такие переходы выгодны и их количество будет только расти.
Это мировая тенденция. К 2025 году около 30% корпоративного дохода в мире будут генерировать цифровые бизнес-экосистемы, прогнозируют аналитики McKinsey. "Почему бизнесы идут в создание экосистем? Мотивы могут быть разные, но самый простой ответ таков: когда они видят ограничение по росту на своем основном традиционном рынке, возникает вопрос, как это ограничение обойти", - отметил доцент Школы управления СКОЛКОВО Владимир Коровкин.
Самыми известными примерами экосистем являются компании IТ-индустрии: во всем мире это Apple, в России - "Яндекс". Но и другие отрасли развивают такие форматы. Например, крупнейшие автопроизводители объединились в совместном проекте, который будет включать каршеринг, парковки, такси, зарядки для электромобилей.
"Банки и операторы связи строят свои системы вокруг финансовых услуг, например, Сбер, Тинькофф, ВТБ и Альфа-банк, МТС. Любой бизнес ориентирован на привлечение большего числа клиентов и увеличение продаж", - говорит доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Мери Валишвили.
Чем больше сервисов доступно потребителю, тем чаще он взаимодействует с компанией, а значит, она может заработать больше прибыли
Когда у компании набирается 5-7 успешных сервисов, появляется необходимость в их интеграции, отмечает эксперт. Для клиента это означает бесшовную идентификацию и единую платформу, а для бизнеса - кратное увеличение продаж товаров и услуг.
В ближайшее время по этому пути могут пойти крупные маркетплейсы, полагает Валишвили. Так, Ozon и Wildberries уже давно перестали быть исключительно торговыми площадками, они объединяют в себе сервисы по покупке билетов и с недавних пор банковские продукты.
В мире именно маркетплейсы стали ядром крупнейших экосистем - это Amazon и Alibaba, говорит Роман Прохоров, председатель правления ассоциации "Финансовые инновации".
С экосистемами банки выходят за рамки привычного обслуживания. Сбер, например, включает в себя доставку продуктов и еды, каршеринг, медицину, развлечения и электронную коммерцию. Схожий подход у Т-Банка. В него входит и сотовый оператор, а также сервисы по покупке авиабилетов, бронированию жилья, билетов в театр и заказу продуктов.
Чем больше сервисов доступно потребителю, тем чаще он взаимодействует с компанией, а значит, она может извлечь больше прибыли, уточнил партнер-эксперт "Яков и Партнеры", директор Центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета Илья Иванинский.
Помимо этого широкий ассортимент и присутствие в нескольких отраслях увеличивают шанс на сохранение финансовой стабильности бизнеса при наступлении кризиса, добавил он.
Наконец, экосистемы - это модно. Например, операторы связи и маркетплейсы - МТС, "Яндекс" и Оzon - сейчас как раз развивают свои банки. Но тут есть свои нюансы.
"Причина создания экосистем именно банком полярно отличается от причины создания банка экосистемой: экосистемы создают банковские продукты, чтобы монетизировать существующую широкую клиентскую базу, в то время как банки с уже изначально высокомаржинальным продуктом стремятся увеличить количество клиентов", - обратил внимание Иванинский.
В банковской сфере очень высокая стоимость расширения клиентской базы, добавляет эксперт. Привлечение нового клиента, например, для оформления дебетовой карты, может стоить несколько тысяч рублей, в то время как в онлайн-торговле эта сумма меньше в разы. Стоит учитывать, что само взаимодействие человека с банком происходит нечасто.
"Если клиент не делает постоянные переводы или платежи через мобильное приложение, то количество осознанных обращений в банк невелико. То есть у банков очень мало точек взаимодействия с клиентом и как следствие - ограниченное количество возможностей продать свои продукты", - резюмировал Иванинский.
Развитие экосистем будет определяться в том числе подходами к регулированию. Банк России, по словам главы ассоциации "Финансовые инновации", не приветствовал появление на балансах кредитных организаций непрофильных активов, тем более приносящих на начальном этапе развития убытки.
В частности, глава Банка России Эльвира Набиуллина ранее говорила о рисках экосистем: "Банки инвестируют средства вкладчиков в новый бизнес, в свою экспансию. Отдачи от этих бизнесов могут быть и меньше, и позднее, чем ожидает банк, который находится в центре экосистемы. И мы должны защищать интересы вкладчиков, инвесторов. Все-таки человек вправе рассчитывать, что если он привнес деньги в банк, то не его проблема, насколько будет прибылен онлайн-кинотеатр или даже сеть онлайн-кинотеатров, которой банк владеет".
Но все же экосистемы - магистральный путь развития экономики, говорит Прохоров. Миновать его не удастся: необходимо максимально использовать преимущества и застраховать риски для клиентов. Банки за пределами первой десятки вряд ли смогут создавать собственные полноценные экосистемы. "Для них вопросом выживания будет организация взаимодействия с экосистемами, в том числе небанковскими, для встраивания предложения услуг", - прогнозирует эксперт.
Источник: Российская газета: https://rg.ru/2024/09/29/delo-nazhivnoe.html




Реклама

Поддержка XIII-го Чемпионата