Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:
Зарегистрироваться

Тестирование персонала при проведении аттестации

Статья 81.Трудового кодекса РФ предусматривает возможность расторжения трудового договора по инициативе работодателя в случае
"несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации".

Плановая / ежегодная оценка персонала в банках на практике редко является аттестацией, в рамках которой решается задача по выявлению персонала для увольнения. Тем не менее, на практике для таких мероприятий, как правило, используется термин "аттестация".

Мы также используем термин "аттестация", хотя речь ведем совсем не о вопросах увольнения персонала. Мы стараемся показать, каким образом организуется сама процедура тестирования с использованием продукта ББТ.

Ежегодную аттестацию, в рамках которой проводится и профессиональное тестирование персонала, проводит большинство банков-пользователей ББТ.

Основные цели, которые преследуют банки при проведении  аттестации, просты, понятны и практичны, а именно:

  • контроль за уровнем квалификации персонала;
  • использование результатов тестирования для принятия решений об изменениях заработной платы сотрудников;
  • использование результатов тестирования для принятия решений о карьерном росте сотрудников.
Действительно, целый ряд банков ежегодно пересматривает заработную плату своих сотрудников, где одним из критериев являются результаты профессионального тестирования. Стоит специально подчеркнуть, что результаты тестирования являются только одним из критериев, а не единственным, и даже не самым главным. В первую очередь принимаются во внимание результаты труда каждого конкретного работника. 

В подготовке к тестированию, как правило, можно выделить следующие важнейшие этапы:

  • Этап 1 - планирование тестирования;
  • Этап 2 - подготовка тестов;
  • Этап 3 - информирование персонала о предстоящем тестировании;
  • Этап 4 - проведение тестирования;
  • Этап 5 - подведение итогов.

Подробнее о каждом из этапов.

Этап 1 - планирование аттестации.

При планировании тестирования определяются цели тестирования, объем тестирования, дата проведения тестирования и сроки для подготовки тестов.

Например, цель тестирования - контроль уровня подготовки персонала, объем тестирования - неглубокая оценка знаний (тесты в 40-50 вопросов), дата и сроки, допустим, определяют, что тестирование проводится через месяц.

Этап 2 - подготовка тестов.

Чтобы тестирование было адекватным, для персонала необходимо подготовить соответствующие тесты. Например, если мы хотим оценить знания, которые сотруднику нужны в повседневной работе, то тесты должны содержать соответствующие вопросы. Руководители подразделений, как правило, без особого труда выбирают в больших списках тем те группы знаний, которые они считают важными для своих работников. 

База готовых тестов ББТ достаточно большая и часто банки находят подходящие тесты для тестирования своих сотрудников. Тем не менее стоит подчеркнуть, что главная задача разработчиков заключается не в том, чтобы дать банкам готовые тесты, а в том, чтобы в Продукте ББТ было представлено множество разнообразных вопросов для оценки всевозможных профессиональных знаний. Когда есть готовые вопросы, вы легко создадите такой тест, какой посчитаете нужным.

Когда тесты готовы, необходима их последующая проверка специалистами-экспертами. Если вы проводите тестирование своего персонала, то должны быть уверены в адекватности вопросов и тестов, кто бы их не разрабатывал.

Часто в банках в роли экспертов выступают специалисты служб внутреннего контроля или аудита. Также экспертами могут быть методологи, руководители подразделений или специально назначенные специалисты.

Этап 3 - информирование персонала о предстоящем тестировании

Персонал прежде всего информируется о дате, об условиях и правилах тестирования, а также о тех знаниях, которые будут оцениваться.

Отметим некоторые практические действия банков при информировании персонала о предстоящем тестировании:

  • Как правило, достаточной информацией для каждого сотрудника является доступный в ББТ каждому сотруднику его индивидуальный "План тестирования".

В плане приводится описание теста, количество вопросов в тесте, срок тестирования и ограничение времени, отведенного на тестирование.

Например: Индивидуальный план тестирования. Сотрудник Сергеев А.А.

Тест - "Тест для операционных работников". Вопросов - 60, Срок тестирования - 25.12.2008, Время - 60 мин.

Темы теста: Термины и понятия; Нормативные документы; Операции по счетам юр.лиц и ИП; Операции по счетам физ.лиц; Распоряжение счетом, доверенность; Ведение картотек; Работа с исполнительными документами; Валютные операции; ПОД/ФТ; Бухгалтерский учет.

  • Ряд банков для еще более четкого информирования сотрудников формирует и предоставляет им специальные отчеты по тестам, в которых указаны нормативные документы, а также конкретные статьи и пункты документов, вопросы по которым содержит тест.
  • Известны случаи, когда для подготовки к аттестации сотрудникам даже заблаговременно раздаются вопросы тестов без указания правильных ответов.
  • Ряд банкам для предварительного ознакомления персонала с собственно процедурой тестирования, предоставляет желающим возможность потестироваться на небольших (открытых) тестах, доступ к которым предоставляется всем без ограничений. Блок таких открытых тестов стандартно поставляется в составе ББТ всем банкам.
  • В некоторых банках тестирование рядовых сотрудников и руководителей подразделений планируется отдельно и проводится в разные периоды в течение года.

Этап 4 - проведение тестирования

Собственно тестирование проводится быстро и просто. Сотрудники могут тестироваться прямо со своих рабочих мест и, например, тесты в 60 вопросов большинство специалистов проходит быстрее, чем за час.

Наибольшую сложность в проведении тестирования вызывает организация контроля за персоналом. Важно быть уверенным, что каждый сотрудник сам проходит свой тест. Часто сотрудники тестируются "дружно", совместно принимая решение по каждому вопросу теста. Для "борьбы" с подобными явлениями есть несколько способов:

  • Например, банки часто организуют тестирование сотрудников одного подразделения одновременно, когда, допустим, выдвигается условие, что с 15 до 15.30 часов все сотрудники должны приступить к тестированию. Всех, кто не успел начать тестирование в указанный период, программа уже не допустит до тестирования без разрешения администратора. Дополнительно устанавливается режим "перемешивания" вопросов, когда каждому сотруднику  приходится отвечать на вопросы теста в своей последовательности;
  • Если целью тестирования является контроль за квалификацией персонала, а не изменение зарплаты, то к организации тестирования на всех этапах с успехом можно привлекать руководителей подразделений. Если нет административных мер, то руководитель становится заинтересованным в оценке своих сотрудников. В этом случае руководитель сам участвует в подготовке тестов, и наилучшим образом обеспечивает контроль за проведением тестирования в своих подразделениях.
  • В ряде крупных банков, располагающих учебными площадями и компьютерными классами тестирование организуется в этих классах, что, безусловно, в полной мере позволяет решить проблему контроля за тестированием.

Этап 5 - подведение итогов

Подведение итогов - это самая разнообразная и неоднозначная часть аттестации по взглядам и подходам в разных банках. Мы опишем кратко только наиболее интересный опыт.

  • Успешно прошедшими тестирование сотрудниками (отличниками) большинство банков считает тех, кто правильно ответил на 70-80 % вопросов тестов;
  • Граница "двоечников" менее точна и колеблется в разных банках от 25 до 50 процентов;
  • Повышение зарплаты, повышение в должности рассматривается только для тех, кто успешно сдал тестирование;
  • Ряд банков скрупулезно анализирует результаты тестирования по подразделениям и планирует дополнительное обучение;
  • В качестве "перегиба" можно отметить отдельные случаи, когда руководители требуют от персонала 100 процентных знаний. Это не правильно и не реально. Результат в 100 процентов персонал обязательно покажет, если потребовать, только потому, у всех заблаговременно появятся на руках ответы на вопросы тестов. А как иначе сдать?;
  • Ну, и самый интересный подход к организации ежегодной аттестации в одном из банков. Для всех сотрудников ставится одна единственная задача - успешно пройти свой тест, т.е. правильно ответить на 70 процентов вопросов. Все, кто не прошел свой тест, через две недели проходят повторное тестирование. Все, кто не прошел во второй раз, проходят в третий и так далее. Цель - обучить персонал, а не выгнать. В качестве главного результата такой "демократии" подчеркивается, что больше трех раз ни один сотрудник не тестировался. Совесть, полученные двойки и некрасивый образ в лице своих коллег заставляют каждого готовиться, подготовиться и сдать тест. Может быть это и есть та сверхтехнология, когда найден прекрасный механизм организации бесплатного для банка самообучения персонала в масштабах всего банка.

Реклама
Чехия