| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Профессиональные стандарты квалификации и сертификация в банковском секторе Распечатать статью в формате Word Стабильность, узнаваемость и преемственность - вот важнейшие черты "своего" банка для подавляющего большинства клиентов. При введении любых новшеств банк не вправе забывать о привычном для клиентов сервисе и обязан заботиться о его постоянстве. В долгосрочном периоде такое постоянство клиентского сервиса обеспечивается через его "вековые" стандарты, где главная составляющая - это соответствующая (стандартная и образцовая) подготовка обслуживающего персонала. Профессиональные стандарты - это стандарты, применяющиеся в той или иной профессиональной деятельности, будь то промышленность, транспорт или банковское дело. Профессиональные стандарты квалификации в банковской сфере - это признаваемые значительной частью банковского сообщества требования к уровню квалификации соответствующих специалистов. Сегодня в российском банковском сообществе формально не существует общепринятых, стандартизированных требований к квалификации банковских специалистов. О наших стандартах Агентство "ВЭП" разрабатывает профессиональные стандарты квалификации для банковских работников с 2006 года. Сегодня Агентство располагает такими стандартами по целому ряду банковских специализаций (около 30). У разработанных стандартов есть своё фирменное название - Стандарт "ПРОФТЕСТ". Хотя данные разработки пока не признаны официально, они успешно используются множеством кредитных организаций вот уже более 6 лет. Стандарт - это перечень квалификационных требований и их описание. По каждой банковской специализации (с учётом уровня квалификации) стандарт "ПРОФТЕСТ" даёт свой перечень квалификационных требований, т.н. карта знаний. Так, стандарт для рядового специалиста по кредитованию юридических лиц представляет собой следующую карту знаний:
Стандарт по каждой банковской специализации, кроме карты знаний, включает в себя тест, позволяющий объективно оценить знания специалистов в полном объеме. Один из эффективных для банков способов познакомиться со стандартом квалификации "ПРОФТЕСТ" - это участие в открытой СЕРТИФИКАЦИИ банковских специалистов, которую Агентство "ВЭП" проводит несколько раз в год на сайте межбанковских Интернет-Чемпионатов (http://champ.proftest.ru/). О процедуре сертификации Сертификация преследует цель установить соответствие квалификации специалиста определенному стандарту. В рамках открытой сертификации по стандарту "ПРОФТЕСТ" банкам предлагаются стандарты, разработанные для 25 банковских специализаций. Сертификация проводится с помощью тестирования, в ходе которого сотрудники банков отвечают на вопросы, соответствующие стандарту их специализации. Для успешной сертификации необходимо правильно ответить на установленное (в %) количество вопросов. С 2006 по 2011 год включительно в мероприятиях по сертификации приняли участие около 20 500 специалистов из более чем 560 кредитных учреждений. Свыше 8100 специалистов сумели ее успешно пройти. О выгоде применения банками профессиональных стандартов Стандарт квалификации ценен прежде всего картой знаний по соответствующей специализации, т.е. чётко сформулированным перечнем требований к содержанию знаний специалиста. Определив этот перечень для специалистов разных профилей, банк получает систему для оценки и управления знаниями персонала. Карта знаний содержит, таким образом, и программу подготовки, и предметную часть для проведения аттестации соответствующих специалистов. 1) Без карты знаний по соответствующей банковской специализации обучение нового работника определяется только составом рабочих ситуаций и взаимодействием с наставником. Иными словами, работник изучает только то, с чем сталкивается и то, что в него "вталкивают". Таким образом, без карты знаний подготовка всегда носит случайный и несистемный характер и оказывается, как правило, минимальной. Напротив, если имеется чёткий (преемственный) перечень обязательных знаний для соответствующей банковской должности, то новый работник будет вынужден освоить его в полном объеме и наставник также ничего не пропустит в обучении своего подопечного. 2) Аналогичный порядок обеспечивается и при оценке квалификации специалиста, например, при аттестации персонала или при срезе знаний кандидата на вакансию. Список квалификационных требований (карта знаний по должности) позволяет нам предъявить к специалисту только обоснованные требования - не пропустить ничего существенного и не спрашивать ничего лишнего. Уже на этих двух примерах видно, что качество и скорость процесса обучения и оценки персонала при использовании стандартов будут ощутимо выше. Стандарт квалификации - простой инструмент для наведения порядка в уровне подготовки персонала, отчего напрямую зависит и уровень качества услуг банка. Таким образом, стандарты - это:
Будьте стабильны, успешны и двигайтесь вперед! Начните создавать в своём банке стандарты с карт знаний по должностям. И познакомьтесь с нашими уже готовыми стандартами квалификации "ПРОФТЕСТ", приняв участие в открытой сертификации банковских специалистов. Мы ждем Вас на сайте межбанковских Интернет - Чемпионатов! Реклама
|
|
|
|