Тест-сектор Итоги тестирования О тестировании Банк-администратор Партнеры сертификации Вебинар - итоги Архив мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

28.04.2020

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839)

Михаил Михайлович Сперанский родился 12 января 1772 года в селе Черкутино Владимирской губернии.

В первую очередь М.М.Сперанский получил призвание благодаря своим заслугам на поприще государственной реформаторской деятельности. Одним из ключевых направлений работы являлось преобразования системы органов государственной власти, а также создание комплекса государственных законов.

Однако помимо законотворческой деятельности Михаил Михайлович основательно занимался исследованием финансовой системы Российской Империи. Переосмысливая события двухсотлетней давности, можно обнаружить, что реформы государственной власти совпали с началом бурного развития финансовой мысли в России. Случайное ли это совпадение или закономерное следствие деятельности Сперанского? Роль М. М. Сперанского как реформатора российской государственности в аспекте финансовых преобразований, развития финансовой мысли и является предметом данного доклада.

В записях за 1809 г. можно найти следующее толкование финансов: "публичная економия,... есть народная промышленность и финансы". Как можно понять, речь идет, говоря современной терминологией, об экономике общественного сектора, одна из частей которой называется М. М. Сперанским "финансы". Финансы понимались им как подсистема государственной системы [2].

Именно в неподобающем устройстве  финансов М. М. Сперанский видел главную причину государственного и экономического кризиса. Поэтому основной задачей являлось составление "определенного и твердого" плана финансов. Данный план был составлен Сперанским в кратчайшие сроки - за 2 месяца. Результатом двухмесячного труда стал знаменитый "План финансов" 1810 года, включавший 238 статей. 

"План финансов" состоял из двух частей: I - устройство финансов на 1810 год; II - устройство их на будущее время. Часть I включала два отделения: в первом описывались причины, определяющие принятие мер, предлагаемых в Плане; во втором были изложены сами меры и способы их реализации. Часть II содержала четыре отделения: расходы; приходы; систему монетную и кредитную; управление.

М. М. Сперанский пишет: "Главное расстройство в финансах есть несоразмерность расходов с приходами". Первое, на что обращаем внимание, - это то, что доходы называются "приходом", а дефицит и профицит М. М. Сперанский называл "недостаток" и "излишества". Второе, что следует из этих высказываний, - это предположение, что финансы отождествляются с бюджетом. Термин "бюджет" Сперанский не употреблял, вместо него он указывал "смета".

В своей работе М.М. Сперанский выделил наиболее актуальные финансово-бюджетные проблемы, а также предложил пути их решения. Как уже было сказано выше, основным расстройством финансов Михаил Михайлович считал несоразмерность расходов доходам. Их соответствие восстанавливается двумя способами: сокращением расходов и приумножением доходов. В частности, им предлагалось установить принцип рационального расходования средств, согласно которому необходимые расходы следует сохранить, полезные - отложить, а излишние - полностью прекратить.

Определение расходов есть первая и самая существенная операция в финансах, утверждал Сперанский. Итак, классификация расходов, согласно его теории, состоит в следующем. I разряд - расходы общегосударственные обыкновенные:

1) необходимые;
2) полезные;
3) избыточные;
4) лишние;
5) постоянные;
6) переменяющиеся.

II разряд - расходы губернские, III разряд - расходы уездные, IV разряд - расходы волостные: подразделяются аналогично [3].

В итоге М.М. Сперанский составляет четыре разряда расходов обыкновенных и столько же чрезвычайных. Эти восемь разрядов представляют общие рамки классификации, в которой размещаются все подробные статьи государственных расходов. Аналогично, в настоящее время, с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, используется группировка расходов бюджетов бюджетной системы, отражаемая в структуре кода бюджетной классификации расходов бюджетов. Данная классификация отражает направление бюджетных средств на выполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (муниципальными органами) и органами управления государственных внебюджетных фондов основных функций, решение социально-экономических задач.

Что касается классификации государственных доходов по Сперанскому, можно провести аналогию с современным Бюджетным Кодексом РФ, в котором приведена схожая структура [1].

Таблица 1. Сравнительный анализ классификации доходов по М.М.Сперанскому и современного БК РФ.

Структура доходов по М.М.Сперанскому

Структура доходов в Бюджетном Кодексе РФ

Подати и налоги

Налоговые доходы

Доходы с казенных капиталов

Неналоговые доходы (доходы от ценных бумаг, проценты по остаткам бюджетных средств, плата за пользование бюджетным кредитом)

Доходы с казенной собственности

Неналоговые доходы (доходы от использования и продажи имущества в государственной собственности)

 

Кроме того, Сперанский полагал, что для санации финансов Российской Империи следует увеличить доходы путем совершенствования налоговой системы.  В "Плане финансов"  были сформулированы концептуальные принципы налогообложения, актуальные и по сей день. В таблице 2 представлено сопоставление современных принципов налогообложения с предложенными Сперанским [4].

Таблица 2. Сопоставление современных принципов налогообложения с принципами М.М.Сперанского

Принципы "правильного"  налогообложения М.М.Сперанского

Современные принципы налогообложения

Налоги не должны исчерпывать  источников внутреннего богатства

-

Принцип уравнительного распределения

Принцип всеобщности и равенства, справедливости налогообложения

Не должны затрагивать капитал, нужный для произведения доходов, но отделяются от чистых прибытков, т.е. налоги начисляются на чистый доход

Принцип установления уровня налоговой ставки с учетом фактической способности уплаты налога налогоплательщиком

Дешевизна взимания правительством, непритеснительность процедура сбора налогов для частных лиц

Принцип удобства, экономичности системы взимания налогов

 

Особую актуальность также имеют предложения Сперанского предоставить государственному бюджету статус закона, обеспечить гласность в утверждении и исполнении бюджета.

Впервые в отечественной экономической литературе М.М. Сперанский в "Плане финансов" отметил явление инфляционной спирали, учет которого был исключительно важен при бюджетном планировании доходов и расходов государства. Он описал это явление так: "Когда сей несчастный круг, в коем цены возвышаются от новых долгов, а новые долги делаются необходимы от возвышения цен, раз заведется, то выйти из него будет почти невозможно, если в середине или при конце его обращения правительство его не остановит. Но остановить его нельзя без сильных мер и без важных пожертвований". С тех пор инфляция в России регулярно принималась в расчет при составлении документов в области экономической политики, например при подготовке реформы налоговой системы после отмены крепостного права в 1861 г.: "Чтобы судить о действительном повышении окладов (т.е. налогов), необходимо принять в соображение то обстоятельство, что наша денежная единица имела различную ценность в различные периоды" [3].

Неоценимо значение работ Михаила Михайловича Сперанского по преобразованию государственного финансового контроля. Сперанский ясно осознавал, что даже хорошо задуманная бюджетная система может функционировать эффективно только при наличии четко организованного контроля.  М. М. Сперанский рассматривал контроль исполнения государственного бюджета как главную функцию финансового контроля. Он ставил задачу совершенствования методов контроля, в частности ревизии, и считал необходимым распространить ревизионную деятельность контроля на все виды государственных и местных доходов и расходов, на все звенья государственного аппарата и на всех должностных лиц, вплоть до министров. 

В рамках реализации данных предложений Манифестом 25 июля 1810 г ревизия счетов по всем гражданским и военным департаментам была выделена в самостоятельную отрасль государственного управления. 28 января 1811 года было организовано Главное управление ревизии государственных счетов, приравненное к министерству. В его компетенцию входила ревизия доходов и расходов всех казенных средств и надзор за их движением [5].

В целом особую значимость Михаил Михайлович придавал министерству финансов, считая, что все управление финансами должно сосредоточиваться в данном министерстве.

Таким образом, изменения, которые произошли в финансовой системе Российской Империи под влиянием исследований Сперанского, были значительны, его деятельность послужила началом новой эры финансового управления. М. М. Сперанский представил и обосновал государственные финансы как одну из подсистем общественных отношений, внес огромный вклад в развитие отечественной системы государственных финансов. Фактически, в основе "Плана финансов" находилась одна из первых отечественных теорий государственных финансов. Даже само по себе использование термина "финансы" в названии плана свидетельствовало о передовом мышлении Сперанского ввиду узкого распространения в Российской Империи начала XIX века данного понятия.

Впервые бюджет России обсуждался, не одним или двумя лицами, а Государственным советом, Министерством финансов. Труды Сперанского имели целью упорядочить на будущее время доходы и расходы государства, показав, как должны составляться  образцовые сметы. Практически все вышеизложенные принципы построения бюджетной и налоговой системы М.М. Сперанского легли в основу Бюджетного Кодекса 1998 года, тем самым нашли свое отражение в современной бюджетной системе РФ.

Подводя итог, можно сказать, что исследования Сперанского являются достоянием России, они имели актуальность не только в то время, но и активно используются по сей день.

Помимо "Плана финансов" 1810 года, М.М.Сперанским был также издан ряд публикаций, таких как:

  • "Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.);
  • "Проекты и записки" (1809 г.);
  • "Введение к уложению государственных законов" (1809 г.);
  • "Свод законов Российской империи" в 15 тт. (1832 г.);
  • "Правила высшего красноречия" (1844 г.);
  • "Записка о монетном обращении графа Сперанского с замечаниями графа Канкрина" (1895 г.).

Список использованных источников:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 N145-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 22.02.2020)
  2. Аникеева А.А. Финансовая система M. М. Сперанского и ее содержание // Финансы и кредит. 2010. - N5 (389). - с.90-95.
  3. Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы [Текст] / М.П.Афанасьев - Издательство ВШЭ, 2009 - 221 с.
  4. Быков В.А., Копанев А.А. Опыт налоговых реформ М. М. Сперанского 1810 года и современность // Экономика и экологический менеджмент. - 2015. -  N2.
  5. Грачева Е.Ю. Вклад М. М. Сперанского в развитие финансовой науки // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. - 2014. - N4. - с.228-229.
  6. Осипова И.А., Пиргунова Н.А. "План финансов" М.М. Сперанского и его значение для финансовой системы России // Сборник статей участников V Международного научного студенческого конгресса "Развитие российской экономики: проблемы и перспективы" - 2014 - с.1423-1428.

Романова Анна Валерьевна
к. э. н., доцент
доцент кафедры финансов и кредита Ульяновского государственного университета
Россия, г. Ульяновск

Курушина Дарья Евгеньевна
студентка Ульяновского государственного университета,
г. Ульяновск, Россия


Реклама