Тест-сектор Итоги тестирования О тестировании Банк-администратор Партнеры сертификации Вебинар - итоги Архив мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

08.11.2024

Легальные клиенты банков оказались в мошеннической базе ЦБ

Такая ситуация создает серьезные проблемы для добросовестных клиентов, которые становятся жертвами злоумышленников
Данные легальных клиентов российских банков попали в базу Банка России с реквизитами мошеннических счетов, из-за чего у них возникли проблемы с обслуживанием в кредитных организациях, пишет РБК со ссылкой на источников в крупных банках. Такая ситуация могла произойти, если данные физлиц были слиты и использованы мошенниками для открытия счетов, на которые они переводили украденные денежные средства, сказал один из источников.
По словам собеседника издания, ситуация усугубилась из-за поправок в 161-ФЗ "О национальной платежной системе", вступивших в силу летом 2024 года. Согласно им, банки должны будут на два дня блокировать денежные переводы, в случае если реквизиты получателя содержатся в указанной базе данных ЦБ. Если кредитная организация все равно провела перевод на подозрительный счет, то она должна будет вернуть похищенные деньги клиенту в полном объеме в течение 30 дней после получения соответствующего заявления от пострадавшего.
Второй источник уточнил, что, по сути, есть две базы: в одной содержатся счета, которые замечены в мошеннических переводах, а во второй - реквизиты, которые фигурируют в уголовных делах. По его словам, если в первом случае легальные клиенты еще могут обратиться в свой банк или ЦБ, чтобы исключить данные из черного списка, то во втором случае, пока идет расследование, сделать это невозможно.
Наличие проблемы подтвердили вице-президент Ассоциации банков России (АБР) Яна Епифанова и представитель ВТБ. В банке незначительное число легальных клиентов оказались в базе данных ЦБ, сказал его представитель: "Зачастую это происходит из-за кражи их персональных данных злоумышленниками. Это создает серьезные проблемы для добросовестных клиентов, которые становятся жертвами чужих действий".
"В базе содержатся сведения о проведенных операциях без согласия клиента или попытках проведения таких операций, так как мошенники могут использовать их паспортные данные для открытия электронных кошельков, на которые потом переводят украденные деньги. Однако в настоящее время ассоциацией не зафиксирован массовый характер такой проблемы", - рассказала Яна Епифанова.
Для решения вопроса банки и ЦБ разрабатывают законодательный механизм, добавили в АБР и ВТБ. "Он позволит добросовестным клиентам, у которых украли персональные данные, доказать свою легитимность в банках, где они обслуживаются", - объяснила Яна Епифанова.
Банк России формирует базу "О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента" на основе информации о счетах физических и юридических лиц. Ее регулятору направляют банки и другие операторы платежных систем. Она содержит сведения о совершенных операциях, плательщиках и получателях денежных средств и другие данные.
Сведения о получателях платежа, в том числе о физлицах, попадают в базу на основании информации и от банка - отправителя платежа, и от банка-получателя. Затем ЦБ их проверяет и включает в базу на основе определенных правил и алгоритмов, сказал РБК представитель регулятора: "Поэтому риск необоснованного попадания сведений в базу данных Банка России минимален". При этом ЦБ "системно взаимодействует с банками по этому направлению, постоянно мониторит включение сведений о получателях средств в базу данных, а при необходимости - оптимизирует процесс пополнения базы".
Источник: РБК: https://www.rbc.ru/finances/07/11/2024/672b6a5b9a79472283c2bc78?from=from_main_10


Реклама