| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
06.10.2021 Компетенции, которые мы не замечаем?Как-то очень давно, когда проблемы профессионального образования и сфера развития квалификаций были вне поля моих интересов, судьба подарила возможность впервые побывать в Англии. К слову сказать, позже мне приходилось посещать Туманный Альбион не раз, но именно той весной 1994 года в моей жизни произошла встреча, которая впервые зародила во-мне интерес к устройству профессионального образования в мире и в нашей стране? Ранним солнечным утром, завтракая с коллегами в уютном кафе в самом центра Оксфорда, к нам за столик подсел юноша чуть моложе двадцати лет по имени Марк. Он оказался племянником нашей спутницы из Лондона, любезно согласившейся провести для нас экскурсию по одному из самых древних городов Великобритании. Марк был студентом того самого легендарного Оксфордского университета, что сразу определило основную тему всего нашего дальнейшего разговора. Согласитесь, об истории любого города всегда можно прочитать в Википедии или в любом туристическом издании, но куда более интересно пообщаться вживую с человеком, погрузившимся в мир познания и обучения профессии в стенах одного из старейших высших учебных заведений не только Британских островов, но и всего земного шарика. Как оказалось, Марк, не смотря на свой юный возраст, заканчивал двухгодичный курс факультета истории, изучая библиотечную археологию. Он уже побывал в несколько экспедициях в библиотеках Великобритании, Швейцарии, Египта и Израиля, написав по результатам своих исследований научный трактат и готовился к выпускным экзаменам на степень "бакалавра". Но удивления наши начались после того, как на моё одобрение его выбора столь интересной и благородной профессии он улыбнулся и сказал: - Извините, сэр, но я не собираюсь больше никогда в жизни заниматься археологией и тем более всю жизнь проводить среди древних манускриптов, покрытых перхотью с головы Генриха Наваррского. - Так зачем-же вы потратили столько времени и, по всей видимости, немало денег на познание того, что вам в жизни не будет нужно? - Вот здесь вы не правы,-улыбнулся молодой человек и, сделав глоток чая, продолжил,- профессия мне эта не нужна, но за время обучения я смог приобрести бесценный опыт и навыки, которые в дальнейшем мне помогут стать? неплохим банкиром. Такое заявление было неожиданным, но удивления на этом не закончились, когда на моё предположение о продолжении обучения по специальности "банковское дело", он сказал, что будет учится и дальше на том же факультете, углубившись в историю Банка Англии, начиная с первого Казначейства, созданного в 1126 году, и до наших дней. Изучению этой темы Марк собирался посвятить ещё три-четыре года своей молодой жизни? Когда меня попросили приступить к написанию статей, посвящённых сложившейся практике профессионального образования и подготовки специалистов в сфере банков и финансового рынка, я вспомнил эту давнюю историю, которая, надеюсь, поможет нынешнему поколению молодых "грызунов" науки и будущих банкиров, юристов, инженеров, агрономов внимательно всмотреться в будущую профессию и постараться, помимо изучения стандартных заезженных образовательных программ, приобрести важные знания, навыки и умения, которые сделают из них не просто профессионалов, а избранных из всех достойных. И так, Марк изучал археологию. Если мы внимательно посмотрим на содержание этой профессии, то увидим такие важные и необходимые тем-же банкирам компетенции, как административная подготовка, умение глубокого исследования и анализа, навыки устного общения и грамотного писания, активные навыки слушания и критического мышления в момент принятия решений, умение быстро понимать прочитанное, настойчивость и активное изучение новых знаний. Если же взглянуть на те навыки, которые должен был освоить молодой человек, изучая историю, то увидим, что важным компонентом профессиональной подготовки историка является овладение методами одновременной работы с разнообразными источниками, умение извлекать из них важную информацию и оценивать ее достоверность. И это кроме всестороннего и глубокого изучения истории той сферы, которой будет посвящена жизнь. История даже просто человека- это череда побед и ошибок, взлётов и падений, радостей и разочарований, как, всё равно, что история того-же банковского дела, как ретроспектива развития мира, помогающая ответить на вызовы наступившего дня, опираясь на опыт отцов. Кто это сказал, не помню, но очень точно: "Мы стоим на плечах гигантов предыдущих поколений и потому видим дальше и яснее". Давайте же сейчас спросим себя:
Посмотрите в программы и вам станет грустно. Как-то мне попалась на глаза программа дисциплины бакалавриата "Банковское дело" НИИ "Высшая школа экономики". Надо-ли напоминать, что данное высшее учебное заведение является одной из ведущих экономических школ страны? И так, смотрим компетенции, которыми, если верить авторам программы, будут обладать будущие бакалавры: способность учиться, приобретать новые знания, в том числе в области, отличной от профессиональной; Способность выявлять научную сущность проблем в профессиональной области; способность оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование; способность работать с информацией (в том числе на основе системного подхода); способность грамотно строить коммуникацию; способность вести исследовательскую деятельность; способен осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде и так далее. Казалось бы, даже перечисленных способностей было-бы достаточно для того, чтобы стать мастером банковского дела и нет необходимости отвлекаться на сторону?Но, как только мы заглянем, какими дисциплинами и за какое время планируется их постижение, то невольно закрадывается сомнение в искренности целей и пожеланий авторов программы. Весь курс рассчитан на 108 часов (чуть больше четырёх суток), где мировые финансовые и банковские системы вам предлагается освоить за 16 часов, а на российскую банковскую систему отведены аж 22 часа. Далее, за те-же 16 часов вы станете знатоком банковских инструментов и услуг, за 12 будете всё знать и уметь в сфере развития платёжных систем, управлять банком вас научат за 18 часов, и под самый конец за сутки (24 часа) вам станут нипочём банковские рейтинги и их моделирование?При всём этом, порядка 68 часов, из отпущенных на всё про всё, студенты предоставлены самим себе в самостоятельной работе. Мне могут возразить, что так устроены государственные образовательные стандарты и тут я не буду спорить. Таковы реалии современного профессионального образования, выпускающего "бакалавров-недоспециалистов" и "магистров-недоучённых". Стоять против несущегося в тупик паровоза - дело не благодарное и глупое. Сейчас куда важнее обратить внимание студентов и молодых специалистов на то, что, каким-бы красным и распрекрасным не был цвет их диплома, необходимо обязательно уяснить простую истину - учебное заведение только лишь посвящает вас в профессию, давая её базовое понимание и называя ориентиры необходимых компетенции, но оно неспособно дать вам ту квалификацию, которая выбита печатными буквами в вашем дипломе. И, в заключении? Я не отнюдь не призываю студентов и начинающих банкиров бросаться прямо сейчас на исторические факультеты ближайших университетов и, задыхаясь нафталиновой пылью книг времён Ивана Калиты, жадно приобретать компетенции глубокого исследователя и критического мыслителя. Возможно, вы найдёте вокруг себя другие источники знаний и навыков, чему способствует всемирная сеть. Возможно, что вам повезёт и ваш работодатель не менее вашего будет заинтересован в росте профессионализма своих сотрудников и для этого будут созданы благоприятные условия. Важно другое и заключается оно в том, что каждый, посвятивший себя профессии, просто обязан совершенствоваться в ней, стараясь получать такое количество навыков, умений и знаний, которые помогут хорошему специалисту стать лучше остальных, стать избранным среди лучших. Известный американский писатель Алвин Тоффлер сказал по этому поводу замечательные слова, посвящённые людям текущего века: "Неграмотными людьми 21 века будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться и переучиваться". Реклама
|
|
|
|