Анонсы и итоги мероприятий Интернет-Чемпионаты Седьмая пара Сертификации Конференции Конкурсы по финансам Рейтинг ВУЗов Большие Банковские Тесты Архив мероприятий Календарь мероприятий О нас


Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Советское денежное обращение в годы войны

Война подвергла тяжелым испытаниям и денежную систему нашей страны. Огромные военные расходы, составившие за годы войны только по смете вооруженных сил свыше 550 млрд. руб., потребовали мобилизации денежных средств хозяйства и населения, так как текущие доходы бюджета первое время не покрывали возросших военных расходов.

Основным источником доходов Советского государства в военное время, как и в период мирного строительства, были поступления от социалистических предприятий и организаций, на долю которых приходилось свыше 70% всех государственных доходов СССР за годы войны. Вместе с тем большое значение имели также добровольные и обязательные платежи населения, за счет которых бюджет получил около 270 млрд. руб., причем только добровольные платежи дали до 125 млрд. руб.

Патриотизм советских людей проявился и в массовом движении за сбор средств на танковые колонны и авиаэскадрильи, в создании фондов обороны, успешном проведении денежно-вещевых лотерей, в увеличении подписки на военные займы.

Работая в трудных условиях военного времени, советские люди вели систематическую борьбу за повышение производительности труда и снижение себестоимости продукции, благодаря чему Советское государство получило дополнительные доходы и экономию на оплате военных заказов на общую сумму около 50 млрд. руб.

Мобилизация денежных средств на нужды войны дала большие результаты. Несмотря на сокращение гражданского производства и временную оккупацию части территории СССР, в 1942 г. доходы государственного бюджета уменьшились по сравнению с довоенным 1940 годом только на 8%. Однако, поскольку одновременно значительно увеличились расходы, бюджет 1942 г. был сведен с превышением расходов над доходами в 18,9 млрд. руб. Но уже в 1943 г. этот разрыв благодаря росту доходов бюджета, превысивших более чем на 20 млрд. руб. доходы 1940 г., сократился до 7,3 млрд. руб., а в 1944 г. был полностью ликвидирован.

Для покрытия имевшего место в первый период войны разрыва между доходами и расходами бюджета Советское государство использовало материальные и денежные резервы, созданные в прошлые годы, а также прибегло к выпуску в обращение дополнительного количества денег. Эмиссия была необходима не только для покрытия расходов бюджета, но и вызывалась огромными кассовыми потребностями Госбанка, который должен был выдавать крупные суммы на заработную плату, денежное довольствие военнослужащих, а также пособий и пенсий их семьям, на выплату, мобилизованным и на другие расходы. В то же время в результате сокращения государственного и кооперативного розничного товарооборота поступления в кассы банка резко уменьшились. Неизбежным следствием этого явилось образование крупного излишка денег, создавшего известную угрозу для денежного обращения.

Введя карточную систему распределения товаров широкого потребления, Советское государство сохранило на них твердые довоенные цены; на товары производственного потребления и военного снаряжения цены были не только сохранены, но в ряде случаев даже понижены по сравнению с довоенным уровнем.

Все же война не могла не вызвать отрицательных явлений в области денежного обращения.

Карточная система снабжения продовольственными и промышленными товарами сыграла решающую роль в поддержании реальной заработной платы рабочих и служащих, так как нормированное снабжение занимало основное место в обеспечении потребления городского населения. Тем не менее рабочие и служащие были вынуждены частично обращаться к колхозному рынку и покупать продукты по относительно высоким рыночным ценам. Наличие же большого разрыва между рыночными и государственными ценами порождало спекуляцию товарами личного потребления.

Условия военного времени вызвали существенные изменения в соотношении между денежными доходами и расходами населения и изменения в распределении денег между городом и деревней.

Во время войны денежные доходы населения, в первую очередь городского, сохранялись на высоком уровне, так как Советское государство широко использовало заработную плату и систему премиального вознаграждения для всемерного стимулирования роста производства и повышения производительности труда. Значительно возросли и денежные доходы населения, получаемые в виде денежного довольствия пенсий, пособий и т. д. Одновременно в связи с уменьшением товарных фондов для гражданских нужд резко сократились денежные расходы городского населения на оплату товаров и услуг, получаемых от государственных и кооперативных предприятий и организаций; вместе с тем увеличились затраты городского населения на колхозных рынках. Это привело к резкому изменению распределения денежной массы между городом и деревней.

Вследствие того, что возросшие денежные доходы населения далеко не соответствовали его сократившимся расходам на покупку товаров (и оплату услуг) у государственных и кооперативных предприятий и организаций, потребовалось предпринять специальные меры для мобилизации денежных средств, оседавших в каналах обращения.

Введение военного налога, налога на холостяков и малосемейных граждан, перестройка и повышение ставок сельскохозяйственного налога и другие меры налогового порядка не только увеличили доходы бюджета, но и содействовали укреплению денежного обращения. Такую же роль играли значительно повысившаяся подписка городского и сельского населения на государственные займы, проводившиеся с большим успехом денежно-вещевые лотереи и народные взносы в фонды помощи Советской Армии. Массовый патриотизм советских людей, проявившийся при проведении этих мероприятий, способствовал поддержанию устойчивости рубля.

Большое значение для мобилизации денежной наличности и сокращения налично-денежных выплат имели также мероприятия по улучшению и расширению кассовой работы Госбанка. С самого начала войны при войсковых соединениях была создана сеть полевых учреждений Госбанка, которые организовали хранение денежных средств военнослужащих, производили безналичные переводы их семьям и другие операции по кассовому обслуживанию воинских частей и военнослужащих. Деятельность полевых учреждений уменьшала потребность армии в наличных деньгах.

В целях привлечения свободных средств гражданского населения (главным образом сельского) в конце 1942 т. был организован прием учреждениями Госбанка вкладов частных лиц размером от 3 тыс. руб. и выше.

Значительно повысилась работа Госбанка по инкассации крупных сумм патриотических взносов населения и налоговых платежей.

Улучшилось также кассовое обслуживание колхозов; прием от них денег происходил через предприятия связи, а также путем инкассации выручки на колхозных рынках.

Учреждения Госбанка принимали меры к ускорению инкассации выручки торговых организаций, усилили контроль за расходованием ими наличных денег из выручки, за выплатами на командировочные и на административно-хозяйственные нужды, за правильным использованием фондов заработной платы. Эти мероприятия, вызывая увеличение кассовых поступлений и сокращение кассовых расходов Госбанка, уменьшали кассовый разрыв, а тем самым и потребность в выпуске денег, что благоприятно сказывалось на денежном обращении. Улучшению состояния денежного обращения способствовал в большей мере начавшийся со второй половины 1943 г. непрерывный рост государственной и кооперативной торговли, связанный с увеличением производства предметов широкого потребления.

Важным фактором в поддержании устойчивости денежной системы и покупательной силы рубля явилось введение в 1944 г. коммерческой торговли продовольственными и промышленными товарами. Эта мера дала возможность рабочим и служащим реализовать в госторговле ту часть их возросшей заработной платы, которая оставалась у них после оплаты нормируемых товаров и других платежей, а колхозникам – их увеличившиеся денежные доходы.

Коммерческая торговля была использована государством и для воздействия на рыночные цены. За период войны цены в коммерческой торговле неоднократно снижались, что явилось одной из решающих причин снижения на протяжении 1944–1945 гг. более чем в три раза цен колхозного рынка. За этот же период коммерческая торговля дала государству 15,7 млрд. руб. дополнительных доходов, тем самым содействуя укреплению рубля.

Улучшение денежного обращения началось еще в ходе войны, когда благодаря созданию слаженного военного хозяйства стало возможным наряду с увеличением военного производства расширить производство продовольственных и промышленных товаров для населения. На основе растущего производства и начавшегося восстановления хозяйства на освобожденных от фашистских оккупантов территориях быстро увеличивались доходы государственного бюджета. Одновременно благодаря снижению себестоимости военной продукции постепенно стали сокращаться военные расходы. Это привело к тому, что уже в 1944 г. превышение текущих доходов государственного бюджета над его текущими расходами составило 4,8 млрд. руб., а в 1945 г. – 3,4 млрд. руб. При этом необходимо отметить, что, даже в трудные годы войны, затраты на народное хозяйство и социально-культурные нужды продолжали возрастать. Расходы государственного бюджета на народное хозяйство в 1945 г. по сравнению с 1942 г. увеличились почти в 2,5 раза, а на социально-культурные нужды – в 1,5 раза. Эти цифры являются яркой иллюстрацией неустанной заботы большевистской партии о развитии социалистического хозяйства и о нуждах трудящихся.

Укрепление финансов социалистического государства сыграло решающую роль в обеспечении устойчивости советского рубля. Превышение доходов бюджета над его расходами не только означало прекращение выпуска денег для покрытия военных расходов, но и увеличение ресурсов для кредитования быстро растущего производства и товарооборота.

В годы Великой Отечественной войны денежная система Советского Союза оставалась прочной и устойчивой. Устойчивость денежной системы, несмотря на тяжелые военные испытания, обеспечивалась сохранением на протяжении всей войны неизменных цен на товары в нормированной торговле, заготовительных цен на сельскохозяйственное сырье и оптовых цен на средства производства, а также преодолением еще в годы войны разрыва между текущими доходами и расходами государственного бюджета. Тем не менее к концу войны в обращении оказался довольно большой излишек денег, который затруднял задачу укрепления рубля и повышения его покупательной силы. К тому же на временно захваченных территориях оккупанты выпускали фальшивые деньги в рублях, засорявшие денежное обращение.

Как уже указывалось, во время войны были сохранены без изменения цены нормированной торговли, а также оптовые и заготовительные цены. Правда, относительно высокие цены колхозного рынка, обусловленные увеличением спроса при сократившемся предложении сельскохозяйственных продуктов, несколько снижали покупательную силу рубля. Но, поскольку колхозный рынок и во время войны играл подчиненную роль в снабжении населения, уровень рыночных цен не определял состояния покупательной силы рубля. К тому же под воздействием государства, использовавшего для этой цели коммерческую торговлю, еще в годы войны рост цен колхозного рынка прекратился и началось их неуклонное снижение.

Увеличение производства и товарооборота и прочность военных финансов социалистического государства уже в годы войны обеспечили укрепление рубля и постепенное повышение его покупательной силы.

По: Гусаков А.Д., Дымшиц И.А. Денежное обращение и кредит СССР. – М.: Госфиниздат, 1951. С. 159–163 (с изменениями)


Реклама